Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бесконечная книга

Михаэль Энде

  • Аватар пользователя
    Аноним22 ноября 2021 г.

    История, конца которой нет

    Книга, расширяющая границы фантазии и воображения. Она больше внутри, чем снаружи. Сказка для детей и взрослых, не имеющая конца до тех пор, пока люди способны мечтать и фантазировать.

    Вначале я была очарована эффектом матрешки - в книге "История, конца которой нет", мальчик читает книгу "История, конца которой нет", причем персонажи мальчиковой книги с определенного момента знают о том, что их читает мальчик, а мальчик при этом сам становится частью книги, которую читает кто-то еще (и это я, читатель). Это звучит сложно, но в сюжете все становится ясным и понятным.


    Ведь то, что здесь рассказывалось, была его собственная история! И она была записана в "Бесконечной Истории". Он, Бастиан, оказался действующим лицом этой книги, а до сих пор он считал себя только ее читателем. И кто знает, может, сейчас ее читает еще и другой читатель, который тоже считает себя лишь читателем – и так до бесконечности!

    А еще в этой книге представлен просто феноменальный пример разрушения четвертой стены! Причем дважды, ибо получается "книга в книге в книге".


    Одно совершенно ясно. Ты этой книги у меня не крал, потому что она не принадлежит ни мне, ни тебе и никому другому. Если не ошибаюсь, она сама родом из Фантазии. Как знать, может, вот сейчас еще кто-нибудь держит ее в руках и читает.

    Книга - та, которую я держу в руках, не очень толстая, чуть менее пятисот бумажных страниц, но вмещает в себя несколько цельных историй - и как Бастиан читает книгу на чердаке школы, и как Атрейо ищет спасение для Девочки Королевы, и как Бастиан создает заново мир Фантазии, а потом ищет обратный путь в настоящий мир... Истории, однако, так плавно перетекают друг в друга, что границу перехода почти не замечаешь, как ту самую грань между сном и реальностью - просто раз, и ты уже в новой сказке. А старые истории или получают завершение, или доброе обещание от автора рассказать эту историю в другой раз... Это так волнующе, что чувствуешь себя ребенком, для которого сказка не ограничивается печатными страницами, а продолжается бесконечно в Фантазии.


    Если ты немного подумаешь, то согласишься, что все рассказы на свете состоят, в сущности, из тридцати трех букв. Буквы-то всегда одни и те же. Меняется только их сочетание. Из букв складываются слова, из слов предложения, из предложений главы, а из глав истории.

    Мне нравится, что в книге нет ярко выраженного антагониста. Чудовище Играмуль, оборотень Гморк, колдунья Ксайда - это, конечно, отрицательные персонажи, но они не определяют сюжет, от их преодоления не зависит исход событий. Играмуль и Гморк - это противники Атрейо, которые являют собой внешнее по отношению к герою зло, тогда как Ксайда является скорее альтер-эго Бастиана, его темной стороной. Для того, чтобы победить ее, Бастиану не пришлось вступать в схватку с ней - он вступил в схватку с самим собой и, преодолев себя, этим победил и колдунью. В конце концов, и Играмуль, и Ксайда - детища Фантазии. Даже в уста отрицательного персонажа Играмуль заложена мудрая важная мысль:


    Девочка Королева разрешает нам всем быть такими, какие мы есть.

    Но гораздо страшнее Ксайды для меня оказался оборотень Гморк - оказавшееся в ловушке на границе с всепоглощающей пустотой, обозленное и полное порока и ненависти существо, несет очень разрушительные мысли. Меня пробрало до мурашек, зло исходит от каждого слова. Какое счастье, что есть Атрейо, маленький герой, мой любимый персонаж этой книги!


    — <...> Фантазии не существует? — повторил Атрейо в полном недоумении.
    — Конечно, сынок, — ответил Гморк. — Вот ты и коснулся сейчас самого главного. Ты удивлен? Ведь если люди думают, что Фантазии нет, им и в голову не придет вас посетить. И этим, если хочешь, все сказано. Ведь если люди никогда не видели вас в вашем истинном облике, такими, какие вы здесь, в Фантазии, то с родом людским можно сделать все.
    — Что сделать?
    — Да все что угодно. Они покорно подчиняются власти — ведь ничто не дает больше власти над людьми, чем ложь. Потому что люди, сынок, живут теми представлениями, которые сами себе создают. А представлениями можно ловко манипулировать. Власть над людьми — вот единственное, что имеет цену. Поэтому я всегда был на стороне власти, я верно служил ей, чтобы иметь свою долю власти над людьми, пусть совсем на другой лад, чем ты и тебе подобные.
    — Мне эта власть не нужна, я ее не хочу! — воскликнул Атрейо.

    Так что стоит ли говорить, что книга одинаково хороша как для взрослых, так и для детей. Читая, я представляла себя ребенком - события интересно сменяют одно другое, персонажи растут и меняются на глазах... Тяжелые моменты, начиная с гибели верного коня Атрейо, не редкость - но вписаны просто и естественно, без лишней драмы, с простым и понятным принятием и преодолением. Автор не говорит - не бойтесь, дети, никто никогда не умрет - но и не руминирует чувство потери, просто признавая - да, так случилось, но ничего не поделаешь, нужно жить дальше. И фокусирует внимание на гораздо более захватывающих вещах, да еще каким же красивым образным языком! Описание существ и ландшафтов - пример беспредельной фантазии автора. Выдумывать так смело, на широкую ногу, не ограничивая себя антропоморфными существами и земными пейзажами - это явление безмерного писательского мастерства!


    Невозможно описать все двери и комнаты, которые увидал Бастиан, пока блуждал по Храму Тысячи дверей. Были там двери, скорее похожие на большую замочную скважину, чем на дверь, а другие напоминали вход в пещеру; были двери из золота и из ржавого железа, обитые материей и утыканные гвоздями, тонкие, как лист бумаги, и толстые, вроде тех, что ведут в сокровищницу.
    Одна дверь казалась ртом чудовища-великана, другая откидывалась, будто подъемный мост, была и такая, что повторяла по форме огромное ухо, и дверь, сделанная из пряника, и еще была дверь, похожая на печную заслонку, и дверь, у которой, чтобы войти, надо было расстегнуть пуговицы. Но всякий раз обе двери, ведущие из комнаты, обязательно имели что-то общее - форму ли, материал ли, размер или цвет - и что-то, что их очень отличало.

    Чем ближе к концу книги, тем больше сказка начинает быть похожей на притчу. Путь Бастиана становится все более тернистым, но для движения вперед ему нужно побеждать не внешнего, а внутреннего противника - он будто бы изучает свое подсознание и учиться понимать самого себя, непрестанно трансформируясь - теряя при этом старое (воспоминания), он обретает новое (самого себя).


    Но Бастиан хотел быть самим собой, а не просто одним из многих. Ему даже хотелось, чтобы его любили за то, что он такой — такой, какой он есть. В общности искалийцев была гармония, но не было любви.
    Он больше не стремился стать самым великим, самым сильным или самым умным, все это было уже позади. Он тосковал о том, чтобы быть любимым — хороший ли он или плохой, красивый или уродливый, умный или глупый — со всеми своими слабостями и недостатками или, быть может, даже как раз за них.
    Но какой он на самом деле?
    Этого он теперь уже не знал. Он так много даров получил в Фантазии, так много способностей и силы, что не мог найти среди всего этого самого себя.

    Забавно, что последние главы вызвали у меня стойкую ассоциацию со сказкой "Снежная Королева" - так, Бастиан, как и Герда, попал в цветущий сад, хозяйка которого мечтала о ребенке и окутала его материнской заботой... Потом среди льдисто-слюдяных картинок пытался найти свою собственную - как Кай пытался собрать слово "вечность". А спасение принесло доброе и горячее сердце... С Цветущей Аюолой Бастиан словно вернулся в детство, в материнские объятия. И только посмотрите, как удивительно точно, буквально в одном абзаце, описана суть эмоционального взросления ребенка! Вообще книгу было бы очень интересно обдумать с точки зрения психологии... если бы только это не лишило такого мыслителя радости просто наблюдать мир Фантазии, а не препарировать его на термины.


    Дни бежали за днями, а лето все не кончалось. Бастиан был по- прежнему счастлив, что Аюола цветущая балует его, словно маленького. И плоды ее казались ему все такими же сладкими, как в первый день. Но понемногу он утолил свой ненасытный голод. Теперь он ел их уже не с такой жадностью, и она заметила это, но не сказала ни слова. Он чувствовал, что уже насытился даже ее заботой и нежностью. И по мере того как его потребность во всем этом убывала, в нем пробуждалось желание совсем иного рода. Оно очень сильно отличалось от всех его прежних желаний. Ничего подобного он еще никогда не испытывал. Ему хотелось самому научиться любить. С удивлением и грустью он понял, что этого он не умеет. Желание становилось все сильнее, превращаясь в тоску.

    Финальное преображение Бастиана, его возвращение к самому себе и единение его фантазии и реальной жизни описано очень по-христиански. Нижеприведенную цитату я вообще считаю одной из самых важных в книге, наиболее полно и емко сочетающую не сам сюжет, но его светлую суть.


    Радость переполняла его — радость жить и быть самим собой. Потому что теперь он снова знал, кто он такой и к какому Миру принадлежит. Он родился заново. И самое прекрасное было то, что теперь он хотел быть именно тем, кем он был. Если бы он мог выбирать из бесчисленных возможностей, он выбрал бы только эту одну. Теперь он знал: в мире есть тысячи тысяч радостей, но, в сущности, все они — одна-единственная радость: радость любить. Любить и радоваться — это одно и то же.

    Встреча Бастиана с отцом оказалась безмерно трогательной. И мне хочется закончить рецензию этой цитатой, потому как я выныривала из "Истории, конца которой нет" тоже с Живой Водой на глазах.


    В кухне было почти совсем темно. Отец сидел неподвижно, сложно застыл на месте. Бастиан встал и включил свет. И увидел то, чего не видел никогда.
    Он увидел слезы на глазах отца.
    И понял, что все-таки смог принести ему Живую Воду."
    16
    1,2K