Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Wind Through the Keyhole

Stephen King

  • Аватар пользователя
    Аноним6 марта 2013 г.

    Года три назад, когда Стивен Кинг заикнулся о желании снова вернуться в Срединный Мир, особого воодушевления я не испытал. Дело в том, что являясь его Постоянным Читателем, я никогда не испытывал особых симпатий к «центральной теме в творчестве автора» — циклу о Темной Башне. Более того, именно в нем собрались самые слабые, на мой вкус, работы Мастера. Они скучные, вялые, позерские даже. Чем дальше, тем хуже. Нет, «Стрелка» и «КиК» я, конечно, люблю. Настолько же сильно, насколько они оба выбиваются из остального семикнижия.

    Поэтому, хардковер «Ветра» я приобрел только месяца через четыре после его выхода. Причем, скорее, для коллекции, не фанатского голода ради.

    Роман представляет из себя матрешку.

    Присказка в присказке в сказке. :)

    Вот первая присказка, сказка же будет впереди.

    Оставив за спиной Лад с Моно и Изумрудный Дворец, и выслушав историю Роланда о колдуне и кристалле, ка-тет продолжил свой путь по тропе Луча к Темной Башне. За несколько переходов до Калья Брин Стерджис, отряд настигла аномальная снежная буря, буревал, вызванный очередной агонией Срединного Миря. Ка-тет успевает укрыться в одном из заброшенных домов, и там, в отблесках пыхающего жаром костра, Роланд рассказывает спутникам еще одну историю из своего прошлого.

    И это тоже присказка, а сказка будет впереди.

    Рассказ Стрелка снова уносит читателя во времена юности Роланда. С момента миссии в Меджисе и смерти Сюзан Дельгадо прошло совсем немного времени. В Гилеаде и его окрестностях почти ничего не изменилось. Фарсон все так же лютует где-то на задворках государства, а стрелки все так же противостоят ему.

    Впрочем, не только ему.

    В небольшим шахтерском городке Дебария, что к западу от Гилеада, завелось чудовище-перевертыш, оборотень, который истребляет горожан целыми семьями. Его обозвали Шкурником, поскольку он может перекидываться в любого зверя, от медведя до крокодила. Люди просят стрелков о помощи, и Роланд с другом Джейми ДеКарри отправляется за головой опасной бестии.

    По пути в шахтерский городок они останавливаются в еще одном поселении -- Серенити, живущей по монастырским принципам женской обители. Мать Роланда скрывалась здесь после душевной травмы, нанесенной ей Мартеном. В стенах этого поселения хранится её последнее письмо Роланду, и слова в нем нежны и целебны.

    Добравшись до последнего по хронологии места преступления, Роланд и Джейме находят свидетеля -- маленького мальчика, который успел спрятаться от убийцы в стоге сена. Он видел, как оборотень принял человеческую форму, но из своего укрытия лица его разобрать не сумел. Запомнил только шахтерскую татуировку, выбитую на грязной ноге убийцы.

    Роланд принимает решение ловить Шкурника на живца, на этого маленького мальчика, и в преддверии появления перевертыша, стрелок рассказывает испуганному ребенку сказку.

    И здесь присказки заканчиваются и слово берет сказка.

    «Однажды, задолго до того как дед твоего деда появился на свет, у края неведомой глуши, называемой Бескрайним Лесом, жил мальчик по имени Тим с мамой Нелл и папой, Большим Россом. Были они бедны, но до поры до времени жили счастливо втроем.

    • Я смогу передать тебе лишь четыре вещи, — говорил Большой Росс сыну, — но четырех достаточно. Сможешь их перечислить, сынок?


    Тим хоть и перечислял их уже не раз, но всегда был рад повторить.

    — Топор, счастливая монета, надел и дом, который не хуже, чем жилище любого короля или стрелка в Срединном Мире, — тут мальчик обычно делал паузу и добавлял, — и, конечно же, моя мама. Значит, их пять.

    Большой Росс смеялся и целовал сына в лоб. Мальчик уже лежал в кровати, потому что ритуал этот проводился обычно в конце дня. За ними, в дверях, стояла Нелл в ожидании минуты, когда и она сможет оставить свой поцелуй поверх отцовского.

    — Ага, — говорил Большой Росс, — маму забывать никак нельзя — нам без нее никуда.

    Тим засыпал, зная, что его любят, что у него есть свое место в мире. Вокруг дома шуршит ветер, и его таинственное дыхание доносило до мальчика разные запахи: сладкий запах цветуниц, растущих на краю Бескрайнего Леса и едва различимый, кисловатый, но все равно приятный запах железных деревьев, которые растут там, куда решаются ступить только самые смелые».

    Но однажды отец мальчика не вернулся. Келлс, его напарник сказал, что дракон, которого они случайно потревожили, убил его на лесоповале. Спустя некоторое время, будучи не в состоянии платить налоги, мать Тима вынуждено выходит за Келлса замуж. И как в любой хорошей сказке, вскоре мальчик начинает понимать, что его отчим совсем не тот, кем хочет казаться. Когда же в их глушь прибывает таинственный и пугающий Сборщик Податей, события начинают вертеться с такой силой и скоростью, что вскоре Тим оказывается в Бескрайнем Лесу, в поисках легендарного волшебника Мерлина и лекарства для ослепшей от побоев отчима матери.

    Как известно, о мужественное сердце разбиваются все невзгоды и для Тима все в итоге заканчивается хорошо.

    Тут и сказке конец, кто читал тот молодец.

    Дальше снова идет присказка с развязкой охоты на оборотня, а сразу за ней -- еще одна, финал заглавной.

    Матрешка разобрана, матрешка собрана.

    «Ветер сквозь замочную скважину» -- книга странная, противоречивая и, что самое печальное, необязательная. Судите сами: несоответствия сюжету прежних книг, вялая и схематичная заглавная присказка, не особо оригинальная, в пару замызганных шаблонов история с оборотнем. Оторванная более чем полностью от основного сеттинга сказка про отважного Тима. Короткие «закрывающие» главки, больше похожие на отписку. В итоге получилось лоскутное одеяло, торчащие ноги из которого видны всем, кроме самых преданых фанатов. Возможно, что с любым другим автором его характеристика романа не вышла бы за границы понятия «фан-сервис», а то и чего похуже. Например, пристроя оставшихся после циклопических размеров семикнижия черновиков.

    Но это в любом другом случае. На деле же, Кинг есть Кинг. Король пишет когда и что хочет -- на то он и Король.

    При всем при этом , книга вполне себе по ГОСТу. Развлекает, держит, причем не столько глубиной и лихостью сюжета (кои у позднего Кинга в большом дефиците: говорю ай-яй-ай тебе, сэй), сколько теплотой, вложенной автором в текст.

    Вердикт: простоватый, но при этом не самый плохой роман Кинга, основная функция которого — заполнить собой лакуну между добротным 11.22.63 и грядущим (надеюсь, отличным) Dr. Sleep.

    7
    55