Рецензия на книгу
Апостольская командировка
В. Ф. Тендряков
wingedhorse5 марта 2013 г.Неожиданно богатая книга. Kогда-то, лет в 14, я случайно открыл том Тендрякова – в том возрасте меня куда более заинтересовали «Весенние перевертыши» и «Ночь после выпуска», но и «Апостольская командировка» запомнилась, хоть я ее только проглядел. Теперь случайно про нее напомнили, я и прочел – одним духом, потому что написано легко, а тема – важная.
Если говорить коротко, книга о том, как трудно богатому попасть в царствие небесное; богатому не золотом, но духом. Один из героев Пелевина, помнится, говорил, что при незаконных вылазках в мир трансцендентного приходится посылать вперед себя нищего духом, чтобы тот в форточку пролез да дверь изнутри открыл – самому не войти, слишком много духовных богатств за жизнь собрал. «Командировка» раскрывает тему во всей полноте. Герой ищет бога, бросает жену, налаженную жизнь, едет черт знает куда, терпит лишения, наживает себе врагов – но все старания и страдания без толку, в конце у него веры не прибавилось ни с горчичное зерно, а роман завершается протяжным «Бе-е-е-с!», обращенным к герою.
А если говорить длинно, книга не так проста, как может показаться. Автору удался поразительный кунштюк: опубликовать в советской печати книгу об исканиях интеллигента в стране божественного (1969-й год!). Причем книгу можно читать (как минимум) двумя разными способами. На первый взгляд – и это наверняка и позволило провести повесть чрез цензуру – это история сбившегося с пути «блудного сына», желавшего обрести Бога, и в итоге осознавшего, что вера – плохо, а сомнение – хорошо. Пьяный поп и лицемерная сестра Аннушка (привет, Михаил Афанасьевич!) посрамлены, герой обращает косному миру свою спину и возвращается в Москву, где фонари, культурный досуг, общество «Знание» и космические корабли бороздят просторы Большого театра. I fought the law, and the law won.
Но можно взглянуть и по-другому. Кто этот герой с героической фамилией Рыльников? Человек, побоявшийся довериться даже родной жене; постоянно разглагольствующий о любви, хорошо знающий ее по книгам – но вот в жизни? Он вообще очень много чего знает по книгам; в споре об абстрактных материях он непобедим, недаром та самая сестра Аннушка называет его «книжником». Он и есть книжник; он начитался фантастики, набрался идей о любви и смысле, и решился их искать в жизни. Что ж, ему пришлось убедиться, что жизнь устроена совсем иначе – вернее, не ему пришлось убедиться, а читателю, сам Рыльников на это не способен. Он ни с кем не смог найти общего языка – он разорвал с женой, он рассорился как с верующими, так и с неверующими, даже тишайшую тетку Дусю довел до того, что она его просит уехать подобру, поздорову (и тут же просит за это прощения). Его любовь живет лишь в его представлении – ни одного человека он так и не влюбил в себя, и сам тоже ни одного не полюбил.
В чем же истина? «Истинного» понимания нет, ни одно толкование не исключает, но дополняет другое – истина в том, чтобы видеть их все.
Как видно, иногда цензура оказывается благом, поскольку под ее тяжестью рождаются вот такие неоднозначные, многоплановые вещи.
И язык, замечательный язык. Всех героев можно распознать с закрытыми глазами, по одной реплике. Почти никто не сыпет афоризмами – афоризмы для комиксов, а здесь реализм в лучшем смысле слова. Надо будет почитать ещё Тендрякова.
13558