Рецензия на книгу
Railsea
China Mieville
Kirael19 ноября 2021 г.Пожалуй, пора признать, что Мьевиль - это не для меня. Трех книг вполне достаточно, чтобы составить мнение об авторе, понять, что тебе подходит и не подходит.
Мир Мьевиля всегда максимально фантасмагоричен. Он прописан, подробен, пропитан ЛСД. При этом уровень окружающей наркомании может варьироваться в зависимости от романа - от вполне удобоваримых, поднимающих настроение доз, до жесткой передозировки с первых абзацев.
"Рельсы" - это легкая, почти детская доза. Бесконечное море путей и шпал, бесконечные отсылки к "Моби Дику", боевые миниатюрные петушки, поиск утиля, железнодорожные "ангелы" и кроты, заменившие китов. К описательной и наполнительной части мира у меня нет претензий кроме одной - он совершенно не выдерживает напора логики. Единственное условие, при котором мир мог бы существовать - это магия. Но автор решил иначе. И хотя некоторые вещи, раскрывающиеся в конце, мне были понятны еще в начале, лучше не буду писать лишние спойлеры.
Часто Мьевиля трудно читать. В случае с "Кракеном" у меня в голове не укладывались целые абзацы текста. Здесь же я довольно легко плыла по рельсам сюжета, но дорога вышла ужасно скучной. Хотелось быстрее добраться до финала.
И основная причина этого - в отсутствии персонажей. О, они безусловно есть. Вот только герои даже не картонные, они никакие. К финалу романа у меня в голове так и не сложилось картинок персонажей - ни голоса, ни лица, ни, тем более, характера. Механические куклы выполняли механическую работу передвигая состав. Если продолжать аналогию с поездом, было ощущение, что ты сел на поезд где-то на непонятной остановке в лесу и едешь непонятно куда. У тебя нет задачи выбраться из пункта отправления или попасть в пункт назначения, только смотреть в окно и наблюдать за утекающими пейзажами. "Пейзажи" в "Рельсах" вышли живописными, а вот "романа" так и не получилось.13333