Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гіперпростір

Мічіо Кайку

  • Аватар пользователя
    Аноним19 ноября 2021 г.

    Одиссея за границы воображаемого мира

    Книга великолепна, как и прочие научно-популярные работы Митио Каку, физика-теоретика и выдающиегося современного популяризатора науки. Если вы ничего не знаете о его научных трудах и, главное, о творческом методе Каку-рассказчика — образном, предельно доступном для понимания, при этом вдохновляющем и оставляющем простор для мечты, — настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с его «Физикой невозможного» (даже если вы не интересуетесь физикой, но любите читать твёрдую НФ, то точно не пожалеете), а желательно ещё и с «Физикой будущего», а уж затем приступать к «Космосу Эйнштейна», «Гиперпространству», «Параллельным мирам» и прочим книгам серии.

    О чём «Гиперпространство» и нужно ли получить физико-математическое образование, чтобы разобраться? Если обобщить, то Каку пишет о теории суперструн и десятимерном пространстве, в котором могут быть объединены все фундаментальные законы физики. Матан, конечно, не помешает (не зря же многие считают математику языком физики, хотя на деле физика просто объединяет множественные разделы математики), но, поверьте, скучно не будет даже филологу, достаточно знать, что буквами m и c в формуле Эйнштейна E = mc² обозначены не milk и coffee, а все остальные необходимые сведения вы почерпнёте из самой книги.

    Чего бы ни касался Митио Каку: путешествий в пространстве-времени, экспериментальных свидетельств Большого взрыва, биографий великих учёных, эпизодов из собственной жизни (как в детстве он собрал в гараже ускоритель частиц на 2,3 млн эВ или, преодолевая полосу препятствий на ночных военных учениях, решал в уме большие группы уравнений), расцвета и упадка цивилизаций, будущего человечества и вселенной или даже вопроса о коте Шрёдингера и проверке «непроверяемого» — обо всём он пишет увлекательно и с неизменной долей юмора.

    Наравне с историей физики Каку уделяет внимание и связанной с ней истории литературы и искусства. Очень интересно написано про «плоские» картины средневековья (т.н. «взгляд Бога» на мир людей с меньшим числом измерений), картины эпохи Возрождения с трёхмерной перспективой («взгляд человека») и, наконец, авангардное искусство ХХ века, стремящееся передать «вид в четвёртом измерении» (поэтому на картине могут быть представлены сразу несколько плоскостей одного и того же объекта). Любители литературы, возможно, узнают что-то новое об истории создания знаменитых произведений или под новым углом посмотрят на знакомые с детства тексты: от «Алисы в стране чудес» математика Льюиса Кэрролла, в которой он изложил риманову теорию многомерности, до весьма любопытного произведения теолога и священника Эдвина Эбботта под названием «Флатландия. Роман о четвёртом измерении с иллюстрациями автора, Квадрата»; от рассказа «Последний вопрос» Айзека Азимова до «Дома, который построил Тил» Роберта Хайнлайна; от произведений Герберта Уэллса до «Контакта» Карла Сагана — и т.д., список огромен.

    Но больше всего, пожалуй, поражает воображение то, как Каку с помощью простых методов вновь и вновь позволяет представить заведомо «невообразимое»: например, как с точки зрения нашего сознания, «заточенного» на восприятие трёхмерного пространства, могла бы выглядеть встреча с существами из высших измерений. Иной раз, перефразируя слова Нильса Бора («Тот, кого не потрясла квантовая теория, просто не понял её»), хочется сказать, что тот, кого не потрясли книги Митио Каку, просто не понял их.

    Обязательно продолжу знакомство с работами автора и хочу отдельно поблагодарить издательство «АНФ» («Альпина Нон-фикшн») за отличное качество переизданий. Приятный шрифт, чёткие иллюстрации, белая бумага, проклеенный корешок, никаких опечаток (вот бы ещё художественную литературу так же издавали!) — читать и делать заметки одно удовольствие! Несмотря на мягкую обложку, за всё время чтения не только ни одна страничка не думала выпасть, но книга в целом полностью сохранила товарный вид, при этом она довольно компактная (а в ней, напомню, 660 страниц). Однозначно рекомендую как само произведение Митио Каку, так и его бумажное издание!

    9
    632