Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Острие бритвы

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    MrSandman5 марта 2013 г.

    Впервые торжественное знакомство с Моэмом состоялось где-то лет в 15, после чего тогдашняя я могла бы оставить рецензию вроде: "хыхы, лол, хорошая книжка. Любовь, ревность, ерунда- шмерунда, интриги...ой, кто-то умер". Так что долго колебалась, охала и ахала на тему "читать или не читать?" И как оказалось, зря.
    Что импонировало мне с самого начала, так это личность автора, которая в романе обрела собственную плоть, кровь и рот, частенько открывающийся ради очередного сарказма. Как писатель (поначалу не слишком известный), Сомерсет с некоторым трудом мог вращаться в высшем свете, и зачастую был обязан этим приемам своему знакомому Эллиоту - воплощение законченного снобизма, светский человек до мозга костей, при этом обладает этакой бескорыстной добротой (которая проявляется по отношению к его друзьям, ибо хорошо автор показал, что в светском обществе не особо это качество и нужно. Не забывай только накрывать роскошные столы да приглашай особ "высшего" сорта).


    Я познакомился с Эллиотом, когда был заурядным молодым писателем, и он
    не удостоил меня вниманием. У него была отличная память на лица, и,
    встречаясь, он сердечно пожимал мне руку, однако не выказывал желания
    сойтись со мной ближе, а если я попадался ему на глаза, скажем, в опере, где
    он был с каким-нибудь титулованным приятелем, мог и вовсе меня не заметить.
    Но потом я как-то сразу приобрел известность как драматург и убедился, что
    его отношение ко мне потеплело. Однажды я получил от него записку с
    приглашением позавтракать в отеле "Кларидж", где он останавливался, когда
    бывал в Лондоне. Общество собралось небольшое и не самое шикарное, и у меня
    создалось впечатление, что Эллиот ко мне примеривается. Однако благодаря
    успеху моих пьес у меня появилось много новых друзей, и мы стали встречаться
    чаще.


    Здесь же Моэм знакомится с героями произведения: очаровательной молоденькой Изабеллой и многообещающим, но странноватым Ларри Даррелом, её женихом. А в чем странность? Был Ларри как все - встречался с важными особами, транжирил деньги, прожигал жизнь, как вся богатая молодежь... а потом вернулся с войны и изменился, сильно изменился! Тихим стал, задумчивым, не хотел работать (хотя ему, отличившемуся летчику, было открыто множество дорог), ни с кем не общается, только знай себе книжки читай да думы думай. Изабелла страдает, поскольку она не в силах понять этой перемены, тут ещё и родственники давят:

    • Забей на него, он безнадежен.
    • Но я люблю его!
    • Любишь, да? И что с того? Выйди замуж за Грея, у него папаня миллионами ворочает, а у Ларри годовой доход 3000.

    Посидела Изабелла, подумала и говорил Ларри - "любовь моя, ты не собираешься работать. Я хочу жить в роскоши, ходить на балы, покупать наряды, каблучки, макияж. А что же мы будем делать, если родится ребенок? Так что извини, я свой выбор сделала". И вышла замуж до Грея, как до этого и предсказывал Эллиот. Ларри, недолго думая, продает всё имущество и исчезает.
    Переходя ко второй части романа, поводов подтрунивать над героями было всё меньше. Постепенно, следуя от события к событию, перед читателем всё более явственно проступают личности героев, оказывающиеся куда более многогранными, чем кажется на первый взгляд. Медленно, крупица за крупицей, Моэм делится с нами историями, описаниями жизни, даже целой эпохи (мало кто может с радостью вспомнить время между двумя войнами. Да и кризис не лучший подарок), чтобы мы могли понять - что из себя представляет определенный человек, почему он так поступил, что на него влияло, чего он хочет? Последний вопрос, кстати, наиболее примечателен. Действительно, чего желают люди, живущие, в определенном смысле, меж двух тисков. Сильные и слабые, все они имеют мечту, и, как говорит автор:


    я оглянулся на свое длинное
    повествование в надежде найти хоть какой-то способ закончить его не столь
    огорчительно и, к величайшему своему изумлению, убедился, что совершенно
    неумышленно написал не что иное, как историю со счастливой развязкой. Ведь
    все мои персонажи, оказывается, обрели то, к чему стремились


    К чему стремились? Положение в обществе, стабильность, самопознание, смерть и забвение, счастье и супружество... Обладая способностью располагать к себе и проникать в самые глубины души, автор с помощью нескольких персонажей покажет в красках общество, которое окружает его. И пускай по адресу многих из них Моэм уделял лишь толику сарказма, оно, тем не менее, интересно. И почитать о нем стоит
    P.S. думала, стоит ли сбавить звездочку за один эпизод, где шло очень уж долгое рассуждение о религии в Индии и Абсолюте, но потом...негодяй автор, он слишком обаятелен!

    8
    21