Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 2

Иоганн Вольфганг фон Гёте

  • Аватар пользователя
    Аноним18 ноября 2021 г.

    И почему так хвалят?

    Самое страшное, что встречается в пьесах - это огромный список действующих лиц, к которому следует обращаться всякий раз, когда кто-то из персонажей начинает говорить, и так до тех пор, пока не запомнишь. В моем случае, такое "листание туда-сюда" продолжается до последней страницы. Впрочем, "Фауст" приятно удивил: такого списка нет и при этом, понятно кто есть кто. А значит можно не обращать внимание на то, что это пьеса. Проще думать, что это роман в стихах. Помимо всего прочего, к такой мысли подталкивает само действие: сложно представить, как земля разверзается, как происходит превращение в животных (и другие метаморфозы), полеты и частая смена декораций. Для постановки такой пьесы требуется половину "спецэффектов" убрать или же иметь серьезное техническое оборудование, желательно с тросами, подвижными декорациями, проектором и еще бог знает чем. Про заучивание огромных диалогов, я вообще молчу. Бедные актеры.

    Перейдем к тексту. Тут, кроме разрозненных сцен и общего сумбура, ничего не обнаружила: разговор театральных работников, договор Мефистофеля с Фаустом, Вальпургиева ночь, та же вальпургиева, но на царский манер (аля маскарад), и еще раз, до кого не дошло, в греческом стиле. Вместе с этим Фауст влюбляется в одну даму, потом во вторую, потом снова в первую. В том же котле плавает одно царство, рядом с которым возникает другое царство, и завязывается война между ними... А Фауст с Мефистофелем прыгают аки зайцы с места на место, туда где "погорячее".

    Кстати, в самом начале пьесы говорится, что главный герой учён, разумен и с переменным успехом мудр и совестен, зря что ли доктор? Вышло, что зря. Он никак себя не проявляет, в нем нет характера, воли или что-то такого, что отличало бы его от серого большинства людей, эдакий человек мечтающий о страстях, но без оных. Во всяком случае, именно такое производит впечатление. Даже его влюбленности не убедительны.

    На общем (плачевном) фоне выигрышно смотрится лишь Мефистофель, хотя его попытки сбить с пути истинного одного единственного человека выглядят странно, как если бы ваш знакомый взялся показывать город, но при этом водит вас исключительно по местным тусовкам. Да и в конце пьесы образ демонической сущности становится блеклым и невразумительным.

    Словом, господин Гете дал маху.

    Что-то я совсем опустила великое произведение ниже плинтуса. Извините. Были и хорошие сцены, например, там, где Фауст и Мефистофель посещают кабак и встречают местных выпивох. А что, хорошая идея, краны с вином вмонтировать прямо в крышку стола. Или другая сцена, где иллюзия потопа и огненного дождя разгоняет войска, там Мефистофель откровенно признает, что "картинки" только для людей, а сам он видит человечков, которые презабавно машут руками, думая, что тонут или горят. Были, кажется, ещё какие-то неплохие отрывки, но они не запомнились, ибо погрязли в основной безликой массе.

    За сим всё.


    2
    316