Рецензия на книгу
Владычица Озера
Анджей Сапковский
Аноним16 ноября 2021 г.Великолепное начало, слитая концовка
Это будет отзыв сразу на весь цикл со спойлерами.
Первые два сборника рассказов мне очень понравились, хотя я и не фанат малой формы. Это были достаточно емкие, интересные истории о приключениях ведьмака Геральта, истории, наполненные событиями, моралью, идеями. Эти истории постепенно раскрывали нам мир, и кто и по каким законам в нем живет. Но дальше случились романы, и чем дальше, тем все становилось хуже (имхо).
Первые два сборника рассказов были связаны лишь номинально, но в романах пришлось вводить глобальные сюжетные линии. Сапковский эти линии ввел: это и Предназначение, и поиски Цири всеми, особенно императором Нильфгаарда, а также грядущая гибель мира, магические способности Цири и ее роль в спасении мира. Однако все это хоть и обозначается, но никак не развивается. В принципе весь сюжет романов можно описать фразой "что-то происходит, но не происходит ничего". Вот Цири учится на ведьмачку, вот едет учиться в школу магии, вот она сбегает и бегает туда-сюда с бандой Крыс. Вот Геральт сначала пытается защитить Цири ото всех, а вот он ходит постоянно туда-сюда. Но сюжет от этих передвижений не двигается от слова совсем. Вроде как Цири и Геральт связаны Предназначением, но по ходу сюжета они куда больше времени проводят с кем угодно, только не друг с другом, а Геральта так вообще любая милая мордашка способна отвлечь и от поисков Цири, и от спасения Йен. Далее уже и Кагыр будет связан с Цири, но смысла в той связи тоже будет ноль. Способности Цири раскроются только ближе к концу предпоследней книги, Цири их применит пару раз и сбежит из этого мира. Мир умирает, но кажется, что это не волнует вообще никого. Цири будут всех хотеть, а потом расхотят. А уж то, как император, потратив столько ресурсов, решил не забирать Цири, найдя ее, это уже вообще ни в какие ворота. Ну в самом деле, кто мог заранее предугадать, что девочка не захочет по собственной воле расставаться с близкими и уходить с незнаковым мужиком в незнакомую империю? Еще одной проблемой в плане подачи сюжета стали постоянные прыжки между таймлайнами и персонажами без каких бы то ни было на то причин ближе к концу истории. Вот мы видим какое-то событие, а вот это же событие глазами какого-то непонятного персонажа в будущем. Зачем мне мнение незнакомого чувака? Зачем мне знать, что такой-то персонаж умрет через 5-10 лет из-за такой-то катастрофы? А можно уже перестать отвлекаться и сосредоточится на основном сюжете? Но по большей части это просто прыжки без каких-то параллелей между событиями...
Главным героем в романах становится Цири, и если в начале истории этот персонаж просто не интересен в силу возраста и отсутствия навыков и опыта, то потом начинает вызывать самое настоящее отвращение. Это невероятно эгоистичный, обиженный на всех и вся подросток. Сбежав в пустыню через портал, она думает преимущественно о том, как все ее кинули, но ни о том, что Геральт и Йеннифер возможно не могут последовать за Цири через портал, что возможно ее приемные родители погибли, прикрывая ее побег. А уж эти пляски с мечом, проучившись без году неделю в школе ведьмаков, это отдельный вид идиотии. Может Цири и крута, но точно не может быть круче убийцы трех полноценных ведьмаков. На Геральта и его спутников просто больно смотреть: они ходят туда-сюда, но все это бесцельно и без развития персонажей. Наверное именно поэтому Сапковский их всех и убил, потому что не знал, куда их пристроить в конце произведения. Вообще с персонажами у Сапковского настоящая беда. Автор просто пачками вбрасывал второстепенных и третьестепенных персонажей, смысл существования которых в том, чтобы описать от своего лица какой-нибудь малозначимый фрагмент истории и навсегда исчезнуть из повествования. Прочитав цикл я осознала, что помню от силы с десяток персонажей, капля, если сравнивать с опытом прочтения Колеса Времени.
Подводя итог, скажу, что это был интересный опыт, но перечитывать книги не буду, разве что первые два сборника рассказов когда-нибудь потом...
Содержит спойлеры21954