Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

И. С. Тургенев. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 1. Записки охотника

И. С. Тургенев

  • Аватар пользователя
    Аноним16 ноября 2021 г.

    Особенности национальной охоты в крепостной период

    Если можно было бы сравнивать русских писателей по какому-либо критерию, то Ивана Сергеевича Тургенева оценить оказалось бы не так просто. Был он по-настоящему гениальным писателем, а гениальность как известно столь глубока и неисчерпаема, что не вписывается ни в какие рамки и критерии. Однако он, также как его собратья по перу - Некрасов, Достоевский или Гоголь, есть дитя своего времени и в своем творчестве отражает помимо проблем вечных и непреоборимых, также вопросы насущные, социальные и политические. Тем более, стоит отметить, что в ранний период своего творчества, а именно - когда и были написаны рассматриваемые "Записки охотника", а также сопутствующие им повести и рассказы сам Тургенев был сильно политизирован, участвовал в различных дебатах и немало претерпевал за свои убеждения.

    В первую очередь, стоит разобраться, где же собственно говоря, в "Записках охотника" скрывалась провокация. Без краткой исторической справки уяснить этот вопрос не представится возможным. Цикл рассказов Тургенева был подготовлен и выпущен к печати в начале пятидесятых годов девятнадцатого века. В то время всех волновал один-единственный, но тем не менее громаднейший вопрос отмены крепостного права. Учитывая тот факт, что сам писатель неоднократно бывал за границей и был очевидцем революционных событий Франции, а также наблюдал повсеместное торжество освобождения человека от рабского ига во множестве западных стран, в своем творчестве он также не мог обойти эту тему стороной. Стоит заметить, что несмотря на тот факт, что сегодня большинство читателей, не будучи экспертами-историками, не смогут обнаружить даже сотой доли провокаций, сравнительно с тем, что ежедневно транслируется средствами медиа, все-таки главный российский цензор, пропустивший "Записки" к печати был немедленно освобожден от должности по личному приказу Николая I. Естественно, запрет послужил только большей популярности произведения Тургенева и принес ему по-настоящему общемировую известность.

    Какова же идеологическая подоплека цикла, столь сильно возбудившая против себя сильных мира сего. В произведении Тургенева нет ни намека на какой-либо политический выпад, ни даже отдаленного эха какой-либо пропаганды. Напротив, в рассказах насколько возможно объективно запечатлена жизнь и быт помещиков и крестьян середины двадцатого века со всеми из горестями и радостями, бедами и удачами. В отличие от Радищева, Тургенев даже не думает делать уклон в сторону описания жестокосердия, лености и глупости помещиков, основанных на беспросветной бедности крепостных. Да и в целом, сравнительно с рядом произведений Некрасова или Гоголя, "Записки охотника" предстают аполитичной, хрестоматийной элегией божественной природы перемежаемой документальными свидетельствами жизнеописаний крестьянского быта. Единственное, что могло не понравиться цензорам Российской Империи - безоговорочная и колющая глаза правда. Правда, которая остро ставила вопрос о неустроенности самого многочисленного социального класса страны, который не мог далее влачить ярмо своего постыдного существования. В книге это тем более очевидно, что представлено не вычурно или гипертрофированного, а с невероятным талантом, тактом и глубоким творческим видением всей картины мира русского крепостного в целом.

    Неоспоримое достоинство записок состоит в том, что они представляют героев не пешками в руках судеб или власть имущих, а полноценными вселенными, каждая из которых существует по своим неведомым законам. Именно этим очарованием в образности персонажей Тургенев по-настоящему пленяет и потому по праву занимает место в числе самых великих русских классиков. С невероятным пиететом, осторожностью и манерностью гениального психолога он подходит к каждому русскому характеру, цепляясь за какую-то маленькую черточку (такую например, как угрюмость Бирюка или немота Герасима) и вытягивая из нее целый непостижимый, безвозвратно утерянный в современной унификации личности мир.

    Это мир невероятной нравственности, на которой единственно и выросла неодолимая русская религия, это мир мудрости и учености, о который ломали копья даже самые великие мудрецы и знатоки человеческих душ, это мир неизмеримой отваги и смелости, что могут в один момент из "твари дрожащей" сделать чуть не историческую личность, наконец, это мир полупомешательства, в котором пребывают столь многие герои Тургенева, при этом вплотную приближаясь и даже пересекая границы святости и непознанного. Писатель, стоит отдать ему должное, именно потому так велик, что сумел поддеть это нечто бессознательное, неизъяснимое и неизведанное в русском человеке и выразить это так, что весь цивилизованный, упорядоченный мир до сих пор исследует все творчество Тургенева по крупицам, тщась найти и разобрать ту формулу, на которой строится фундаментальное здание его уникального, аутентичного мира.

    Что же касается сюжета рассказов, то в абсолютно превалирующем большинстве он чисто номинален и служит только мизансценой и прелюдией для репрезентации характеров и действующих лиц. Таких довольно статичных рассказов-картин, обильно сдобренных описанием разнообразной русской природы, увиденной глазами странника-охотника, в книге не менее семидесяти процентов. Однако об оставшихся тридцати следует сказать особо. Учитывая тот факт, что Тургенев был невероятно образован для своего времени, был в курсе всех новейших литературных течений, которые свидетельствовали о неуклонном подъеме остросюжетных драм и того, что сегодня бы мы назвали "триллером", а также обладал невероятно ярким и взрывным темпераментом дворянина и охотника, все это подчас имело свое действие и отливалось в настоящие литературные перлы Тургеневского творчества. В "Записках Охотника", также как и ряде сопутствующих новелл наподобие "Постоялого двора", читатель встретит такой накал страсти, остроту сюжета и почти древнегреческий драматизм, что придется поневоле признать очевидное - данные произведения дадут фору любому современному блокбастеру. Стоит отметить также, что еще ранее Достоевского с его "Записками из подполья", Тургенев уже предпринял попытку полной де-романтизации личности и обнажения перед читателем самой что ни на есть беспримесной экзистенциальной сущности со всеми ее неприглядностями. Однако все-таки, писатель не смог удержать равновесия и накренился в сторону лирики и романтизма.

    Что касается стиля и языка Тургеневских записок и ранних повестей, то не остается ничего другого кроме как признание факта неоспоримого владения самыми основами и всем богатством русской речи. В отличие например от Достоевского, у Тургенева стиль куда как плавнее, красивее и гармоничнее. Однако, стоит заметить, что его лирические отступления с описанием природы иногда становятся чрезмерны, по крайней мере, с точки зрения современности. Но при этом стилистическое величие Тургенева все же почти столь же филигранно как у настоящего короля русской словесности - Лескова.

    Резюмирую, остается сказать лишь, что "Записки охотника" вкупе с ранними повестями Тургенева - один из образчиков истинной и гениальной русской литературы девятнадцатого века, века который многими считается даже вершиной самой русской культуры в принципе. "Записки" одновременно и предвещают близящиеся перемены в жанре, и в то же время аккуратно преподносят читателю уже накопленные к тому времени богатства. Можно сказать, что сегодня они есть окно в этот прелестный, старый, размеренный и тихий мир девятнадцатого века.

    2
    686