Рецензия на книгу
Милый друг
Ги де Мопассан
drzlo3 марта 2013 г.Вообще меня очень радует, как рецензенты с имхонета, когда анализируют эту книгу, говорят о Жорже Дюруа как о некой маске - ну как все очень любят говорить о Хлестакове, например. Вот, "Дюруа - продукт нашего общества", "они повсюду", "девушки, за вас счет и живут такие негодяи", "сколько их таких было"... Собственно, в этом отчасти и трагедия персонажей французского романа - как Жоржа Дюруа, как госпожи Бовари, как Жюльена дю Сореля - и прочих, и прочих...
То есть, конечно же, это справедливо. В конце концов, в том и цимес реализма (ну и натурализма в частности): это художественное течение едва ли не первое, которое рассматривает маску, тесно связывая её с социумом; то есть, не просто какой-то там коварный обольститель, а представитель конкретных людей конкретного класса. Одна частичка целого пласта людей, которых, по каким-то причинам, достаточно много в обществе - неважно, каком, французском ли того периода или нашем современном. В этом достижение реализма - и в этом его трагедия: потому что было бы неверно рассматривать этих персонажей (о сюжете речи пока не идёт) только лишь с точки зрения их привязки к обществу и социальной психологии. Это как с Островским: да, его можно ставить как бытового драматурга, описывающего нравы и порядки купеческой Руси, но рассматривать его исключительно лишь с такого ракурса... это как минимум очень неверно.
Так же и с беднягой Жоржем Дюруа: дело не в том, что таких людей очень много, и какие они, уууу, коварные и пустые соблазнители, а дело в том, что каждый из нас немножечко Жорж Дюруа. Это не только история о том, как стать конченым подлецом, не только портрет определенного общества - это портрет каждого из нас. Ну скажите, многим ли из вас не приходилось переступать через хорошие стороны самого себя, чтобы устроиться в обществе? Многие ли не мечтали о блистательной репутации в элитном кругу? Многим ли не приходилось жертвовать собой или идти на любые ухищрения, чтобы не только получить того, о чем мечтаешь (все-таки это немного не та история), но самое главное - чтобы ощутить себя значимым, заслуживающим общества именно этих людей? Да я уверена, что в разные моменты жизни каждому из нас - приходилось.
Тем паче что Жорж Дюруа не плохой человек, в сущности. У него было все предпосылки, чтобы стать плохим человеком - но и множество того, что позволило ему даже в конченые моменты своей жизни сохранить благородство.
В сущности, "Милый друг" рассказывает о примитивных законах выживания в высоком обществе. Жорж Дюруа - не первый и даже не самый отвратительный его представитель: в конце концов, в отличие от многих своих коллег, он действительно заслужил своё место в редакции и славу у женщин. Просто он - именно тот типаж, который наиболее полно выражает то, что становится с человеком, который хочет добиться хоть какого-то признания. Нет, он не жертва обстоятельств, вовсе нет - но в то же время, если он хотел бы получить то, что хочет, он не мог бы поступить иначе. Другое дело, стоит ли оно того, и вообще - стоит ли светское общество и самоутверждение за счет соблазненных дам потерю самого себя...
Но это - тот вопрос, на который приходится отвечать каждому человеку. В определенный момент своей жизни.Отличная книга, в общем. Мне в этом году везёт на великолепные романы.
1461