Рецензия на книгу
Язык есть Бог
Янгфельдт Бенгт
Аноним3 марта 2013 г.1. Книга Бенгда Янгфельда - дельное, емкое обобщение всех читанных мною мемуаров о Бродском и его интервью. И написана она хорошо: просто и умно, логично построена (за исключением, как мне показалось, последней части "Беседы", которые уже, на мой взгляд, стали лишними, поскольку еще раз повторяли сказанное ранее.)
2. Эта книга еще раз подтверждает, что масштаб личности Бродского соответствует его поэтическому гению. Это очень важно: проблема совместимости гения и злодейства - моя давняя заморочка.
3. Янгфельд еще раз, для меня, очень точно определяет главную, на мой взгляд, черту личности Бродского: личная ответственность за все, что с ним (не с человеком вообще, хотя и это тоже, но Бродский всегда говорит о себе) происходит. И вина за все - тоже на нем.
Человек свободный отличается от человека порабощенного именно тем, что в случае катастрофы, неудачи, несчастья никогда не винит обстоятельства, другого человека — он винит самого себя4. Совершенно определенно Янгфельд говорит о еврействе Бродского. Это прекрасно и честно.
И это неизбежно. Еще потому что он поэт.
«… Природа этого ремесла в каком-то смысле делает тебя евреем, еврейство становится следствием». Этим Бродский хотел сказать, что писатели, особенно поэты, всегда «находятся в позиции изоляции в своем обществе» — эхо цветаевского «в сем христианнейшем из миров поэты — жиды».И идея предпочтения
Бога Ветхого Завета Богу Нового Завета: «идея грандиознее, идея верховного существа, которое не оперирует на основании этических, т. е. человеческих категорий, а исходя из своей собственной воли, которая — произвол...И мне нравится, что попытки В.Полухиной сделать Бродского православным христианином оказались не очень убедительными.
Как бы ни воспринимал себя Бродский — как еврея или христианина, — это следует понимать не в догматическом, а в переносном, метафорическом смысле. Был ли он вообще религиозен? На такой вопрос он отвечал неохотно, считая это делом слишком личного характера. Но когда все-таки приходилось определять свою позицию, он всегда высказывался скорее в терминах агностицизма. «Я не то чтобы религиозен, вовсе нет. К счастью это или к несчастью, я не знаю», — объяснил он однажды, а в другой раз ответил на вопрос о своей религиозности еще более неопределенно: «Я не знаю. Иногда — да, иногда — нет».Речь идет и о кальвинизме Бродского, конечно... Но как-то все очень логично и в органичной связи со всем прочим, что Янгфельдт рассказывает о своем герое. Нет в его писании ни крайностей, ни разрыва связей.
5. Хороший рассказ про Бродского и Одена.
6. Биография Бродского рассказана именно как фон для характеристики личности, а не наоборот.
Раскрыты основные факты биографии личной и поэтической в очень тесной связи и взаимообусловленности без смакования интимных подробностей.В общем, если надо восстановить какие-то факты о жизни и творчестве Бродского, то стоит обратиться именно к этой книге. А если она - первое знакомство с Бродским, то будет хорошим путеводителем и отправной точкой.
1059