Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Нон Лон Дон

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним15 ноября 2021 г.

    Алиса в Сюрреалистии.

    "Я никем и никогда не была избрана, понятно? Я сама по себе."

    Занна и Диба, две лондонские школьницы, попадают в не-Лондон: Нон Лон Дон, Лондон, да не тот. Здесь обитают призраки и оживает мусор, здесь носят одежду из книжных страниц и строят дома из всего, что подвернётся под руку, а в сером небе с солнцем-кольцом летают автобусы и гигантские мухи. И Занну здесь давно ждут - ведь она Шуази, избранная, та, кто должна одолеть зло! Только идёт всё как-то совсем не по предсказанному...

    Я знаю, откуда Мьевиль позаимствовал своё солнце-бублик и куда оно уйдёт потом. У меня все. (с)

    Очень видно, что Мьевилю опять было намного интереснее придумать и описать мир с его правилами и волшебством, чем включить в этот мир историю. И сам по себе, и на фоне других книг автора, сюжет здесь максимально линейный и безыскусный. Как-то я уже упоминал, что Мьевиль нежно любит творчество Геймана и по молодости им очень вдохновлялся. Потому это уже вторая вариация на тему "Никогде" в его творчестве. Настроение, задумка тут очень "никогдешные" - и в этот раз мне понравилось больше, чем оригинал.

    Но есть один нюанс: для такой сказки книга просто титанически затянутая. При без малого шести сотнях страниц начинается сюжет реально только с двухсотой, всё, что было раньше - одна большая экспозиция мира, который Мьевиль собрал из запчастей Никогде и лондонского мусора. И потому это самая скучная часть, даже если искренне интересуешься созданной автором вселенной. Зато со второго визита в Нон Лон Дон наконец-то начинается движуха - и вот с этого момента от книги уже не оторваться. Благо что написана она простенько и читается легко как пёрышко.

    В этот раз Мьевиль с садистским удовольствием потоптался по концепции избранности и пророчеств - и вышло довольно забавно, но не революционно. И, признаюсь честно, я ожидал немного другого - более взрослого и мрачного, деконструирующего заодно проблему человека, считающего себя избранным, но оставшегося в итоге не у дел. Это ружье прямо совсем не выстрелило, так и оставив сюжет в рамках более детского, прямолинейного конфликта. Возможно, это чисто проблема моих ожиданий... но всё же жаль: потенциал к этой идее был.

    Парадоксально у истории очень добрый вайб, но при этом она весьма немилосердна к героям. К финалу дойдут не все, и уж тем более не все дошедшие будут целы, что почти шокирует - тут разве должно так быть? Но опять же это едва ли не единственное, что в книге может удивлять. Мне нравится эксперимент Мьевиля в поле почти детской, сказочной истории, нравится его игра слов (которую не везде вывез переводчик), игра с аллюзиями и отсылками, бонусы для взрослых, но всё-таки это ужасно простая сказка.

    32
    465