Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лот 49

Томас Пинчон

  • Аватар пользователя
    Аноним12 ноября 2021 г.

    Кроличья нора

    В рецензии на эту книгу обязательно упоминание каких-то сильно умных слов и философских терминов, чтобы подчеркнуть проникновение в стилистику и смыслы Пинчона. Иначе мой текст будет выглядеть пересказом некоей постмодернистской теории для воспитанников младшей группы детского сада. Но пусть так и будет. Потому что сам Пинчон так мастерски играет с читателями в слова, что из возбужденного его же собственным романом чувства противоречия, возникает желание выражаться максимально просто. Пусть это и непросто реализовать.
    В одной рецензии довольно давно я уже писала о том, что главная проблема и главное же достоинство постмодернистских произведений состоит именно в том, что они потрясающе персонифицированы.Ты читаешь не сюжет и не вложенные автором в текст смыслы. "Книги - как зеркала, они отражают лишь то, что есть у тебя в душе". И поэтому каждый читает свой собственный роман, открывая эту небольшую историю.
    А мне очень понравилось сравнение чтение этого текста с попаданием Алисы в зазеркалье или, скорее, с падением Алисы в кроличью нору. Потому что для меня это - очень точное сравнение. Ты летишь вместе с героиней в какую-то неизвестность, а вокруг "банки, банки, часы, картинки висят, и что-то написано... Аф-Африка, а это карты!" - дальше у многих цитата может продолжаться на весь полёт Алисы из пластинки нашего детства, а я только могу сказать, что события романа связаны с собой не более, чем образы, которые возникают перед нами в фильмах Феллини или в наших собственных снах. То есть связь, конечно, есть, но она не всегда осознается читателем. В этой связи довольно забавно, что книгу мне посоветовала как раз барышня по имени Алиса, а вчера я посмотрела премьеру в Мариинке с прямыми отсылками к фильму Федерико Феллини "8 1/2", так что тут снова воникают сомнения в правомерности и не одномоментности всех этих сравнений.

    И вот тут - становится понятным такое явное деление читателей на яростных неприятелей и восторженных поклонников. И дело тут, на мой взгляд, не в каком-то специфическом интеллектуальном багаже и нисколько не в стремлении быть среди некоей читательской элиты. Просто, на мой взгляд, от книг люди привыкли получать удовольствие. Кому-то нравится распутывать интриги, кому-то погружаться в психологию героя, кому-то - размышлять с автором о социальных проблемах, кому-то - восхищаться авторской фантазией, а кому-то - обдумывать философские концепции... Наверное, я не назвала многие другие причины читать книги, но я сейчас не об этом. Обычно, эти причины для нас однозначны и понятны, логичны и непротиворечивы. Редко кому нравится во время чтения постоянно ощущать себя обманутым в ожиданиях. Начинаешь читать историю о человеческих взаимоотношениях, а тут тебе - бабах! - какой-то абсурдный бред со случайным сексом, прерываемым нелепым переодеванием и внезапным сном, потом вдруг - заговоры, дотошно описанный спектакль, очень смешное появление демона Максвелла, экскурс в историю, бытовые подробности - останавливаешься: "что это было?", "что а бред?"... а там опять всё поменялось - тайная почтовая организация, антураж США 60-х... и голова кружится, и всё воспринимается сквозь некое марево сна, причем сон ты смотришь не свой собственный, а чей-то чужой, причем в пересказе соседей - своих и сновидца - по лестничной клетке...
    В общем, роман и не может понравиться тем, кто любит смотреть свои собственные сны, и готов знакомиться с внятным изложением чужих идей. А таких людей много, и литературы для них написано достаточно много. Роман свой Пинчон написал для других. Да вообще ни для кого он его не писал, просто высказался. А вы - сами разбирайтесь, была ли это провокация, или желание показать нам, как удивителен мир, в котором можно построить конспирологическую теорию из чего угодно, и превратить получение сексуального удовольствия в нелепую тягомотину. Вот это как раз загадочному американскому автору удалось безусловно.
    И конспирологические теории с куда более затейливыми сюжетами несутся на нас из каждого утюга, особенно сейчас, а интеллектуальные игры с героями древних мифов проникли уже даже в чисто развлекательную литературу и кино... Чего там говорить об Эдипе Маас с её поиском истины и смысла?
    Весь смысл жизни и состоит в поиске этого смысла. И кто его нашел - умирает счастливым, а ненашедший - разочарованным и несчастным. В общем, Пинчон, вполне возможно, мне этим своим романом хотел напомнить именно об этом.
    А о чем он захочет говорить с вами? Да и захочет ли? И в чьей кроличьей норе вы по ходу чтения окажетесь - в своей собственной, кэрролловской Алисы или Эдипы Маас??? - тут, боюсь, никто предсказать не сумеет. Не готовы к разочарованию перед зеркалом - и не читайте. Или рискуйте. Но я вас предупредила.

    33
    1K