Рецензия на книгу
Защита Лужина
Владимир Набоков
NataliP11 ноября 2021 г."Он эту внешнюю жизнь принимал, как нечто неизбежное, но совершенно не занимательное"
Если бы я знала, что структура романа повторяет шахматную игру, долго б до него добиралась - где я и где шахматы? Но я узнала об этом после прочтения, в пояснениях самого Набокова. Мне эта постомодернистская задумка не открылась - надо быть вторым Лужиным, чтобы разглядеть в последовательности событий развитие шахматной партии. Я видела структуру хорошего романа: потрясающий стиль, точные портреты, непревзойденные метафоры, приятные уху архаизмы, выстроенный сюжет.
Но что Набоков блестяще показал нам, так это увидеть мир глазами человека с расстройством аутического спектра. Причудливый, боязливый, с собственной системой основ - мир в чем-то примитивный, а в чем-то превосходящий реальный. А рос Лужин приятным мальчиком, единственным ребёнком в интеллигентной семье. Лужин-старший незадачливый писатель и сердцеед. Его супруга, эдакая Долли из "Анны Карениной", "полная и бледная, в своём печальном белом платье", переживала жизнь в полутемной спальне и безвременно умерла. На странности сына никто не обращал внимания, принимая их за упрямство. Лишь тётушка, заливисто смеясь, поглаживала мальчика, да и та внезапно исчезла после одной родительской ссоры. Но Лужин младший нашёл её, а потом долго играл у неё в шахматы, прогуливая школу.
Минуя столицы мира по коридорам гостиниц, он вырос чемпионом. Через много лет, мы встречаем Лужина на одном из курортов. В карьере затишье, и, возможно, дни чемпионства сочтены. Он отчаянно нуждается в опоре, и трость с этим плохо справляется. Здесь и зародится странный союз, в котором силы распределятся неровно. Союз, в котором любовь опередило "блаженство сострадания". Он "неповоротливое сумрачное существо" с "густым и грустным голосом", и она с поворотом головы, "в котором сказывался намёк на возможную гармонию, обещание подлинной красоты, в последний миг не сдержанное". Детство миновало и забылось, а в нем, как сейчас повторяют психологи, все ключи к будущему. Но Лужин то ли болен, то ли сильно устал, и будущее представляется туманной партией, возможно, проигранной.
Проза Набокова, скребущая по живому, дарит утешительное чувство времени: невольно замедляешься и ощущаешь его мерный ход. Читать непросто, несмотря на компактность произведения - времени на чтение уйдёт больше, чем кажется на первый взгляд. Мы увидим не виденную нами Россию, Россию-фантом, Россию-призрак. И пусть в эмиграции она зачастую принимает бутафорские черты, читатель вместе с героями ощутит тоску по родине "с тысячей мелочей, запахов, оттенков, которые все вместе составляли что-то упоительное и раздирающее, ничем не заменимое".
Судьба Лужина во многом показательна. Выросший без внимания, гонимый в школе, подростком попавший на попечение корыстного человека, он, словно цирковой медведь, всю свою недолгую жизнь разучивал алгоритмы одной игры. Только через её призму он и воспринимал происходящее. Патология это или детская травма? Ответа нет, но последний ход, связавший две реальности в одну, Лужин оставил за собой.
P.S. Поймала себя на мысли, что Набоков это такой модернизированный Тургенев ( героиня Набокова сравнивает себя с тургеневской девушкой. А она и есть такая, спасительница, во всяком случае, ей так кажется), хотя сам ВВ воспротивился бы такому сравнению, считая Тургенева лишь "милым".
16848