Рецензия на книгу
Гарри Поттер и Принц-полукровка
Джоан Роулинг
Аноним10 ноября 2021 г.И пение Фоукса затихло
Наверное, отчасти это будет рецензия-размышление или рецензия-дискуссия, причем не столько с героями, сколько с мнениями о том, что же происходит в Хогвартсе в шестой год пребывания там Золотого трио.
Начиная с "Кубка огня" мы одновременно наблюдали и за тем, как более отчётливым становился Волшебный мир, и за тем, как вступают в один из самых важных жизненных этапов главные герои. Кто-то говорит, что в "Принце-полукровке" слишком много соплей и истерик, слишком много любви и зацикленности (у каждого - на чём-то своём). А я скажу, что если их и много, это не плохо, и Дамблдор был совершенно прав:
Зрелость становится глупой и забывчивой, когда начинает недооценивать юность...Становясь старше, мы воспринимаем мир иначе, в том числе и в эмоциональном плане. 16 же лет - возраст, когда чувства обострены до предела, когда подросток ставит именно их на первое место (пусть и не всегда осознанно) и потому может быть неспособен их контролировать. Если Гарри и становится в какой-то момент параноиком и едва не одержимым идей уличить Малфоя в тёмных делах, то лишь потому, что верит в истинность своих убеждений. А раз другие не то что не становятся на его сторону, но и считают, что он перегибает палку, он совершенно естественно начинает закипать. Масла в огонь добавляет безостановочное пиление Гермионы, чьё ЧСВ задето уж очень сильно: как так, она - и не первая в классе? Синдром отличницы- штука прескверная как ни крути.
К слову, рациональная леди и сама не контролирует свои чувства - и то насылает на Рона стаю разъярённых птичек, то ударяет конфундусом Маклагена, то пылает праведным гневом, думая, что Гарри сжульничал и подлил другу в бокал с тыквенным соком феликс фелицис. Я уже молчу про двоих Уизли, которые под стать своим огненным волосам пышут как огонь, в который постоянно подливают бензина, чтобы горело да пожарче. Малфой немного выбивается из этой системы: всё-таки его чувства, провоцируемые страхом и отчаянием, и природу дургую имеют, и с гораздо большей долей вероятности могут привести к настоящей депрессии. Однако и он дико не сдержан: его слёзы в туалете, как и стремление зарядить круциатусом по Гарри - яркие тому подтверждения.
Герои проходят путь становления, и если их разрывает, если эмоции хлещут через край - пусть. Это гораздо лучше, чем глушить их в себе, а потом заработать ворох психологических проблем. Конечно, всему своя мера, но попробуйте вспомнить себя в этом возрасте. Всегда ли всё шло так, как вы того хотели? Всегда ли вам удавалось сдерживаться? Вы не совершали никаких ошибок по глупости, невнимательности или из-за того, что вам сложно было перетерпеть?
Ладно, немного сменим направление. При всей сложности и неоднозначности характера Дамблдора вообще в "Принце-полукровке" директор Хогвартса неизменно вызывал у меня глубокую симпатию. Всё-таки Учитель - да, именно Учитель с большой буквы - это призвание, которое Альбусу посчастливилось найти. Искренне уважать учеников, заботиться о них, демонстрировать умение их чувствовать и стремление их понять способен далеко не каждый. Пусть вера в хорошее в человеке порой не спасала ситуации, Дамблдор продолжал идти выбранной дорогой, и, я считаю, хороших плодов его тактики было в разы больше, чем гнилых. Он умел показать, что по-настоящему важно в жизни не быть лучшим из лучшим, а понимать, в чём твоё предназначение и что тебя делает счастливым.
Его пространные монологи лично меня не утомляли нисколько. Честно, не совсем понимаю тех, кто считает, что они нужны, чтобы залатать сюжетные дыры и всё разжевать. Они способны заставить думать, анализировать, делать выводы. А если учитель способен этому научить - он поистине велик.
Ну и, наверное, было бы странно, анализируя посыл "Принца-полукровки", не сказать о самом "принце". О самых сокровенных тайнах Северуса станет известно чуть позже, и будет ясно, почему вопли Гарри именно о том, что он трус, вызвали в нём такую волну гнева и ярости. Всё же его качества как учителя - того человека, который сопровождает юные умы в ключевые для них годы, - и методы воспитания вызывают у меня дичайшее отвращение и негодование. Ладно заводить любимчиков, ладно игнорировать тех, кто "не его", ладно наказывать... Хотя нет, не ладно. Совсем не ладно. Нельзя давать своим эмоциям и старым обидам волю и вымещать всю злобу на детях. И я вместе с большинством прыснула от легендарного Поттеровского:
Совсем необязательно называть меня "сэр", профессор.хотя и понимала, что это, скорее, защитная реакция против непрекращающегося (не люблю это слово) абьюза.
Когда выходили в прокат фильмы с 4 по 8, с каждым следующим атмосфера всё нагнеталась - и каждая глава истории становилась серьёзнее предыдущей. Читая книги сейчас, я всё острее ощущаю трагичность, как и Гарри, слишком близко к сердцу принимая все его потери. Не помню, чтобы мне хотелось плакать при сцене гибели Дамблдора в фильме, а над финалом "Принца" я просто не могла сдержать слёз, хотя и помнила его слова:
Сталкиваясь со смертью и темнотой, мы страшимся лишь неизвестности и не более того.Всё-таки сила печатного слова необычайна, как необычаен и весь магический мир, созданный Роулинг. И, если вам не хватает раскрытости персонажей и их характерности, кажется, что фильмы не передают всей глубины истории, надо читать - тогда история заискрится и заиграет невероятно яркими красками, даже в самые тяжелые моменты.
7220