Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Calipso_Neo25 февраля 2013 г.

    "Триумфальная арка" - это не просто художественное произведение, это целая жизнь, которую проживаешь вместе с героями.
    Их характеры автор раскрывает постепенно, словно понемногу впускает читателя в свой собственный мир. И это не случайно. Ведь для Ремарка роман очень автобиографичен. Болезненная любовь к Марлен Дитрих подтачивала его изнутри. Ревность, страсть, уныние, сменяющееся короткими вспышками счастья от обладания объектом и вечное ожидание того, что завтра она не просто придет, она вернется навсегда! Так и его герой Равик, чье сердце истерзано в клочья любовью, говорит Жоан Маду:

    • Нет, ты не вернулась, ты пришла! Это не одно и то же!

    Один год, длиною в жизнь, между двумя войнами. Люди жили в предвкушении чего-то неотвратимого, надвигающегося на них подобно лавине, но все еще надеялись на чудо. Пить, чтобы забыться. Любить, чтобы ощутить, как жизнь вместе с весенним солнцем, постепенно просачивается в тебя, подобно бальзаму и врачует все раны.
    Они встретились дождливой осенней ночью в Париже, два человеческих существа, которые не могли дать друг другу ничего, кроме капли тепла, и что может быть больше
    • Счастье начинается тобой и тобой же кончится, - пишет Ремарк. Может показаться, что в этих строках безысходности и отчаяния больше, чем любви, но это не так. Ведь даже год любви может дать больше, чем целая вечность, если она отмечена пустотой.
    той.

  • У них не было времени на то, чтобы состариться. У половины из них не было даже документов. И в то же время, беженцы – это люди, чьей профессией было ожидание. Нужно было обладать чем-то большим, чем даже мужество для того, чтобы принять условия игры. Любовь не вписывалась в привычный уклад жизни Равика. Она была непозволительной роскошью, как и надежда. И тем не менее, когда у человека не остается уже ничего, любовь представляется драгоценным даром, который нельзя проигнорировать, оттолкнуть от себя.
    Воспоминания, воспоминания, дурные сны, дешевый номер в отеле для беженцев, убежище, в котором по вечерам собираются те, кому есть, что терять и те, кто почти все утратил. И полотна великих мастеров, укрываемые в тех же комнатах, продаваемые почти за бесценок. Тараканы, ползущие изо всех углов, воображаемые, олицетворяющие собой грозное знамя надвигающейся эпохи. Как раковая опухоль, которая уже не поддается лечению, фашизм закреплял свои позиции, лишая надежды тех, кто более всего в ней нуждался.
    Равик умел устранить опухоль, но он был совершенно бессилен против системы.
    Жоан, возникшая из темноты ноябрьской ночи, без прошлого и без будущего. Жизнь несет ее, как бурный поток несет оторвавшийся от дерева лист. Она, как и свойственно ее возрасту, спешит жить, спешит получить от этого хрупкого, нестабильного мира все блага, которые способна унести.
    Каждый день главный герой видит женщин, чья молодость стоит слишком мало, и так рано обрывается. Многим из них так и не суждено познать простого человеческого счастья. Они, словно мотыльки, летящие на свет, сгорают мгновенно, исчезают, и тут же им на смену возникают другие. Возможно ли смириться, очерстветь душой, привыкнуть?


    -Человек никогда не может закалиться. Он может только ко многому привыкнуть.


    Но что он, таллантливый хирург, работающий нелегально, живущий под чужими именами, последнее из которых нравилось ему особенно; что мог он дать ей, кроме своей любви?! Короткие ночи еще мирной жизни, слишком короткие и ценные, для того, чтобы расходоват

    • И если ты будешь меня любить в четыре часа утра, мы сделаем так, чтобы всегда было четыре часа; вместе со временем мы полетим вокруг Земли, и оно остановится для нас.

    я для нас.


    Некоторое время он еще способен сопротивляться эт

    • Любовь как болезнь – она медленно и незаметно подтачивает человека, а замечаешь это лишь тогда, когда уже хочешь избавиться от нее, но тут силы тебе изменяют.

    силы тебе изменяют.


    Он словно боится этой любви, бежит он нее, но все равно возвращается. Можно ли судить сейчас, живя в нашем относительно спокойном настоящем, о том, чего ему не хватило для того, чтобы быть с Жоан? Мог ли он дать ей то, в чем она так отчаянно нуждалась: покой, комфорт, простые человеческие радости, дети, дом? Но у меня искренне возникают сомнения насчет того, нуждалась ли она в них так сильно, как утверждала.
    Жоан и жестока, и очаровательна, она как ребенок, взросление и становление которого пришлось на время, в которое невозможно было хоть в чем-то обрести равновесие. Разве могла она, хрупая, немного легкомысленная, созданная как будто только для красоты и удовольствий, в короткое время превратиться в подобие жены декабриста? И Равик это понимал.


    Все всегда предрешено заранее, а люди не сознают этого и момент драматической развязки принимают за решающий час, хотя он давно беззвучно пробил


    И все же, это была Любовь! Любовь настолько пронзительная и беззащитная, любовь, как открытая рана, как недозревший плод, который так и остался висеть на ветке, одинокий и всеми забытый.


    Как странно...- сказала она очень тихо. - Странно, что человек может умереть...когда он любит...
9
34