Рецензия на книгу
Трудно быть богом
Аркадий и Борис Стругацкие
Evangella23 февраля 2013 г.Я читала эту книгу раньше. И это одна из книг, при взгляде на которую, сердце ёкает и в секунду вытягиваются на свет масса воспоминаний и впечатлений, образы любимых героев, эмоции и ощущения.
И я очень предвзято отношусь к аудиокнигам. Я их не люблю. Мне трудно угодить по голосам озвучателей. Когда читаешь обычную бумажную книгу, или листаешь странички ридера, то проваливаешься в другой книжный мир. Видишь героев, слышишь их голоса. Можешь быть сторонним наблюдателем, можешь смотреть на вымышленный мир глазами кого-то из полюбившихся персонажей. Ты можешь все, ты сам творец этой другой реальности. Ты режиссер и оператор своего собственного книжного фильма.
А аудиокнига дает тебе соавтора в виде чтеца. И он своим голосом и интонацией может или стать лучшим союзником, или окончательно испортить впечатление. И чаще всего чужой голос все портит.
Этот вариант озвучки стал приятнейшим исключением. Леонид Ярмольник актер гениальный, все абсолютно совпало с моими ощущениями и представлениями. Идеальный моноспектакль и бенефис.
Единственный минус данной аудиокниги – сокращения. Нет пролога и эпилога, выброшены достаточно приличные куски из текста. И это могло быть критичным, если бы не талант Ярмольника. Тем более книгу я читала и помню, что не вошло. Но когда слушаешь этот голос, то понимаешь, что все самое важное тут, никуда не делось. И еще стимул появляется книгу перечитать и вспомнить подробности.
Очень подходит для тех, у кого Стругацкие не пошли, не зацепили.
Попробуйте послушать, я думаю, что в исполнении Ярмольника вам понравится.
Сама книга особенная. Она на все времена. Она не может устареть или стать неактуальной. Она вне времени. Кто-то усмотрел в ней только фантастическую часть, кто-то увидел только политику и нравоучения, кто-то еще что-то углядел. Каждый увидел свое, в этом и прелесть литературы.
Есть книги, в которых интересна сама история, подача автора, стиль повествования. И нет нужды выискивать сравнения и политические аналогии. И без этого книга хороша. Хотя, если есть желание, то можно покопаться в истории и найти что-то общее с сюжетом.
Название не совсем отражает то, что увидела я. Да, быть Богом в чужом мире трудно, но гораздо труднее оставаться Человеком. В любом мире это самая трудная задача. Куда деть свое Я, свои принципы, свое мироощущение ? Как жить в ладу с самим собой и с окружающим миром ? Что правильнее именно для тебя.
Иногда ты просто попадаешь в определенные условия. И выкручивайся, как хочешь. Есть работа, которую никто не отменял. Есть всепоглощающая серость вокруг, с которой ничего поделать нельзя. Но выжить можно почти везде и ты ищешь маркеры, лучики света посреди тьмы, за которые можно держаться, как пузыри с воздухом для ныряльщика, отдышался около них, воздуха в грудь побольше и опять на глубину. Стараешься защитить эти источники внутренней силы, и ради них, и ради себя. Если вдруг лучики погаснут, если этот источник живительного кислорода исчезнет, если не за что больше держаться, то эта внезапно появившаяся пустота внутри заставляет сделать выбор. Или забиться в угол и сойти с ума, или взять в руки меч и гори оно все синим пламенем. Смысла в этом выборе нет, иллюзия, лучики не вернешь, пустоту не заполнишь, что будет дальше уже не важно.
А Боги смотрят сверху, обсуждают, улыбаются и делают ставки. Как пойдет та или иная пешка, сможет она ферзя побить ? А на короля замахнуться ? Или отсидится в кустах, переждет тяжелую пору ?
Если ты умён, образован, сомневаешься, говоришь непривычное - просто не пьёшь вина наконец - ты под угрозой. Любой лавочник вправе затравить тебя хоть насмерть.И подстраиваешься, сливаешься с толпой. Или бежишь. Или против течения, всем назло, насмехаясь над миром.
- Славный мир, - проговорил Киун. - Веселый мир. Все шутят. И все
шутят одинаково. Даже благородный Румата.И что заставит пешку сделать неожиданный ход ?
Любопытно же наблюдать, как простая пешка считает себя Богом.
А Боги ? Что Боги ? Кто знает какие они на самом деле, если они существуют ? Есть наше представление о них. Трудно воображать себя Богом, если настоящих Богов ты не встречал.
Лучше все-таки оставаться тем, кто ты есть.1352