Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним1 ноября 2021 г.

    Суета сует

    Замечательная книга, которая недаром относится к шедеврам английской классической литературы, и которая читается на одном дыхании.

    Действие романа разворачивается в эпоху наполеоновских войн, хотя глобальные исторические события описаны лишь с точки зрения трагедии маленького человека, и повествует о десяти годах жизни двух подруг (здесь набатом звучит сарказм), с момента окончания ими пансиона и до зрелых лет. Но замысел книги намного шире, и перед нами предстает портрет целой эпохи, картина обыденной повседневной жизни пресыщенного английского общества.

    Теккерей язвительно называет эту жизнь балаганом, ярмаркой, которая переполнена суетой, тщеславием, эгоизмом и лицемерием, где все покупается и продается. Деньги в этом обществе правят бал. Любовь родственников друг к другу прямо пропорциональна годовому доходу «обожаемой» тетушки или «дорогого» папеньки и вероятности стать наследником. Если у тебя есть деньги (или хотя бы видимость), то есть и друзья, и покровители, и влияние, но стоит только потерять богатство, как ты сразу теряешь свое место на ярмарке и тебя забывают, как старика Седли. И ради денег участники ярмарки втираются в доверие, интригуют, охмуряют и играют. Аристократия или буржуазия, господа или слуги, не имеет значения, расчет, стремление к богатству и положению в обществе - единственная движущая сила для всех.

    Любопытный факт, что в первом русском переводе роман назывался «Базар житейской суеты», что на мой субъективный взгляд точнее отражает суть книги, хотя «Ярмарка тщеславия» - более звучное название ;)

    Интересно, что автор предстает перед нами героем романа - кукловодом, который наблюдает за происходящим и комментирует поступки героев, при этом напрямую никого не критикуя и не клеймя, но очень иронично, с сарказмом рассуждая о нравственности и добродетели героев, тем самым обличая их пороки. Теккерей желчно описывает современное ему английское общество со всем его гротескным снобизмом, где тщеславие - это норма жизни и поведения.

    Казалось бы, книга написана в 19 веке, прошло уже почти два столетия, но стоит сменить декорации с мэнора на пентхаус, с четверки лошадей на Lexus, с кисейных платьев и корсетов на наряды Prada и Louis Vuitton, а содержание и суть романа от этого не поменяется. Низменные человеческие страсти, пороки, безнравственность и жадность находятся вне времени, вне эпохи. И насмешка и обличительство автора будут столь же актуальны в 21 веке, как и в 19-ом.

    Еще одним интересным моментом является то, что Теккерей называет «Ярмарку тщеславия» «романом без героя». И действительно, во всей книге нет ни одного однозначно положительного героя, таким просто не место на ярмарке. Так, например, простодушная, добрая, любящая Эмилия, чем не добродетельный персонаж? Но она настолько ограниченная, недалекая, слабая и зацикленная на себе, что к концу романа не вызывает даже сочувствия, только презрение. Циничная и лицемерная Ребекка при всех своих интригах и лжи куда интереснее подруги, хотя эта «хитрая лисичка» столь же порочна, как и любой на этой ярмарке.

    Доббин, наверное, самый положительный из всех героев, добрый, порядочный, честный (по большей части), но его влюбленность в Эмилию, вернее сказать, одержимость придуманным, но далеким от реальности, образом вызывает жалость.

    Но независимо от положения в обществе, от степени безнравственности и порочности, от богатства, ни один из героев ярмарки не достигает счастья. И, пожалуй, по-другому и быть не может.

    Однозначно, «Ярмарка тщеславия» - великолепный роман, который не может оставить равнодушным. Прочитала его с огромным удовольствием.

    14
    1,1K