Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним22 февраля 2013 г.(Осторожно! Возможны спойлеры!)
Что ж, ещё один роман Ремарка "прикончен" мной. Впрочем, в отличие от своих предшественников, он был весьма неудачным, на мой взгляд. Чем-то перекликающийся с фицджеральдовским "Гетсби", роман несколько пессимистично настроил меня. Суть его состояла лишь в том, что жизнь – понятие относительное, что она невечна и что суть её не в том, где и как ещё прожигать, а в том, чтобы в меру дорожить ей.
Герои романа не вызвали особых эмоций, как ни странно. Лилиан пробудила легкую неприязнь на уровне с жалостью. Я не в праве осуждать её – человек не видел жизни ни до, ни после войны. Сломленная болезнью, она стремилась промотать последние деньки. Собственно, её можно понять. Хотя я до сих пор не понимаю, какого черта надо было кормить бездомного поэта, который только нагнетал её настрой смерти?
Клерфэ – образ истинного мужчины – вечно идеализирующего все и вся. Особенно любовь, кою он равнял с обычной привычкой.
Волков тоже прочувствовался как-то отстраненно.
Хотя я прекрасно знаю, что хотел показать этими образами автор: что смерть приходит за каждым – с разницей в её форме и скорости. Ремарк гениально объединил героев без будущего, как бы говоря, что все мы в этом мире букашки. И стоит ли роптать над кипой денег, если после смерти они перейдут к близкому, но ненавистному тебе человеку.
Понравилось мне и сравнение, что жизнь – это круг. Отчалив от одногопричала, мы неминуемо к нему вернемся. Как Борис к Лилиан, Как Клерфэ к финишу, как Хольман – к гонкам. Мы все мечемся по кругу. И конца этому нет и не будет. Пока этот замкнутый круг не превратится в воронку и не проглотит нас полностью без остатка.
Когда я читала, у меня было чувство, что я ступаю по болоту, вся увешанная паутиной, плюс ко всему, устало отбивающаяся от нещадно жалящих насекомых. Это странное ощущение – липкое и цепкое преследовало меня вплоть до последней страницы. Книга тронула. Но перечитывать её не буду.(21 июля 2012)
420