Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Natanella22 февраля 2013 г.

    Луна одна для всех – богач и бедняк, моложавый сопляк и прожженный жизнью старец греются светом этой первозданной красоты. Красоты, которую не купишь а деньги, ибо истинная сущность вещей в их природе. Деньги – лишь мишура для обожравшихся жизнью, падких до развлечений плоти людишек. Деньги служат первопричиной раздоров и огорчений, в то время как вечное – всегда единично, неповторимо.
    Итак, "Луна и грош" – произведение о художнике, я бы даже сказала, творце – идеальном в своем роде человеке, которого волновало только искусство, желание выразить себя, вдохнуть себя в картины. И, видя, с каким чувством Моэм описывает Стрикленда, я невольно думаю, уж не желал ли автор сам быть похожим на этого первобытного по своей натуре мужчину? Уж не хотел ли Моэм показать, что для настоящего творителя важно только то, что он творит, а мнение окружающих, ровно как и окружающая обстановка – всего-навсего ерунда, на которую обращает внимание только идиот. Само собой, к главному герою Сомерсет прямо-таки пышет проникновенной любовью: он рисует Чарльза Стрикленда машиной для рисования, однако эта машина – скопление страстей человеческих, это прототип первородного Адама – не обремененного муками жадности, не переделанного в модель современного мужчины. О нет, Стрикленд – это клубок противоречий и в то же время он столь блистателен, сколь одинок. Ни в карьере дежурного служащего, ни в строгой семейной жизни он не мог найти себя. Впрочем, весь роман пропитан словно бы поисками главного героя – то он улизнул во Францию, чтобы отгородиться от прошлой жизни. То рванул на Таити, чтобы закончить там свою тяжкую и радужную до приключений жизнь.
    В Чарльзе нет позерства и цинизма – он предстает перед читателем в своем первозданном виде, готовый высказать в лицо все, что считает нужным. Он откровенен, но по большей части молчалив, он закрыт и в то же время он восхитителен в своей неординарности… Да, он гений. Таким и должно быть гению.
    Впрочем, как и всякому человеку, ему не чужды зов плоти и потребность в женщине. С первых страниц мы видим размеренную жизнь в Лондоне с миссис Стрикленд, жизнь, от которой главный герой задыхался. И живительным кислородом послужило изумительное захолустье Франции. Там герой отдохнул от тягот семейного очага и в одиночку принялся создавать свой новый мирок, ничуть не жалея о потере старого.
    Хочется вскользь напомнить, что повествование идет от первого лица, но рассказчика читателю разглядывать некогда, так как все внимание уделяется другим более важным персонажам, однако и рассказчик предстает пред нами адекватной личностью, умеющей правильно и четко анализировать ситуацию. Не складывается впечатления, будто он лазит в чужие судьбы, дабы подглядеть и подслушать. Напротив, у меня от этого товарища приятный осадочек на душе – самостоятельный, тактичный, в меру чувствительный.
    Теперь вернемся к остальным. История с Дирком Стревом очень гармонично вписалась в книгу. А заодно автор убил двух зайцев – нарисовал Стрикленду новую подружку и попутно сравнил главного героя с добрым стариной Дирком. Впрочем, сначала скажу свое мнение о Дирке – этот человечек очень теплый и заботливый, у оного нет гордости, зато этот недостаток с лихвой компенсирует его сострадание и ярко выраженное рвение помогать всякому, кто попал в беду… Вот и Стрикленду бедняга тоже помог – вылечил от тяжелой болезни и… подарил свою жену. Толстячок даже оставил "молодоженам" квартирку, и все же жена его покончила с собой. И это была вторая женщина, которая пыталась переделать Стрикленда. И вторая, о которой он не пожалел.
    А вот третья – Ата – не в пример прочим, была верна мужу до конца: исполнила его последнее желание и была рядом с ним до последнего. И это была единственная женщина, из-за которой главный герой пролил слезы. Ну, парочку… Но это был такой трогательный момент!
    В общих чертах – роман о бунтующем духе художника, духе, который не хочет мириться с рамками общественно принятых рамок, духе, который рвется на волю, и, вырвавшись, сметает на своем пути все препятствия. Для таких героев, как Стрикленд, не жалко отведенных страниц.
    Книга стоила того, чтобы я её прочла. Очень понравилось. Возможно, вернусь к ней снова. Моэм не разочаровал. "Театр" читался даже тяжелее. Браво, Сомерсет Моэм! Снимаю шляпу! Вам удалось меня заинтересовать!

    (21 января 2012)

    8
    38