Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Atonement

Ian McEwan

  • Аватар пользователя
    Аноним21 февраля 2013 г.

    (Осторожно! Спойлеры!)

    Есть книги, от которых хочется рыдать, есть – которые веселят до глубины души, а есть – которые не хочется забывать никогда. Эту можно отнести ко всем трем ипостасям. Захватывающий, иронично-глубокий, затягивающий, роман захватил меня с первых строк. С каким умилением я сравнивала себя с Брайони, девочкой тринадцати лет, увлеченной самой собой, да и только. С каким подлинным трепетом читала я о её увлечении писательством, в которое вплелись детский максимализм и категорично взрослый эгоизм. В девчушке, так иронично описанной Макьюэном, сочетался весь поток моего собственного запертого теперь в рамки общедозволенного Альтер-Эго. Она неслась по жизни, желая, чтобы жизнь и её представители крутились вокруг неё, чтобы родные поддерживали все начинания, чтобы чужие восхищались талантом. Устремленная в себя, она не замечала очевидных вещей. Таких, как правда, таких, как зарождающаяся любовь. А эта любовь уже давала ростки в её сестре Сесилии и сыне уборщицы Робби. И зарождение столь высокого чувства было отнюдь не легким. Выросшие вместе, Си и Роб на протяжении половины первой части принимали влечение за ненависть. Окрыленные тем, что знают друг друга с детства, повзрослевшие, они никак не могли понять, что ни страх остаться непонятым, ни разность положений уже не в силах удержать рвущееся наружу беснующееся и пока что закрытое чувство страсти. Коим они по-полной насладились в библиотеке.
    Первая часть вызвала во мне душевный отклик, пошлую ухмылочку и обожание всех прописанных автором героев. И только появление Лолы почему-то вогнало в какой-то стопор. Может, потому что в жизни каждой Брайони всегда появляется такая Лола, которая вследствие сломает маленький со всех сторон защищенный мирок? Может, потому что я внутренне готовилась к надлому? Не знаю, но, признаться, волна возмущения захлестнула меня уже в тот момент, когда Брайони поделилась с Лолой содержанием письма Робби(которое мне, кстати, понравилось безумно! Робби молодец, отжигал на протяжении всего повествования!). Автор уже здесь мягко намекнул, что интриганка ещё сыграет свою показательную роль в "спектакле Брайони". Так что изнасилование Ло выглядело для меня вполне логичным, авторски продуманным литературным ходом. И даже преступника я почему-то сразу определила без труда.
    А вот Робби мне было жаль. Бедный мальчик, искаверкана вся судьба. Тюрьма. И все из-за глупости заигравшейся девчонки. Привыкшая дергать за ниточки своих написанных персонажей, Брайони решила сыграть в опасную игру. Как истинный писатель, она собралась перенести книжное на реальное. Не учла только одного: сюжет романа можно переписать раз десять, но такой прелести не будет в реале. Все месты разбиваются об искупление, которое ей придется нести а свою детскую глупость, за свое необоснованное обвинение невиновного человека, за угробленную судьбу двух дорогих ей людей. И это искупление перевернет жизнь самой Брайони, превратив в робота, механизм для подчинения – в госпитале.
    Три судьбы не слились в одну.
    Брайони прошла через ад самообвинения, ад работы в больнице, ад отказа от своих идеалов.
    Си запуталась в своем аду: разделение с семьей, страх невоссоединившейся любви, боль обиды – её жизнь была короткой, безрадостной и блеклой, едва ли похожей на ту, о коей она мечтала в тот роковой день, когда призналась Робби и когда лишилась его… практически навсегда. Подаренные осколки близости таяли в сознании воспоминанием. И эти осколки – все, что у неё осталось.
    Робби – вдохновенный, умный, порывистый – тоже обречен на свой ад: потеряться в приятном сне, где смысл его существования сопит под боком, в то время, как суровая действительность вопит: "ты в тюрьме, ты осужден, ты вычеркнут из списка тех счастливчиков, что могут законно быть счастливы. Получивший прекрасное образование, имеющий блестящие способности, Робби пригвожден к войне, насажен на штык страданий, вынужден разлучиться со своей любовью на долгих пять лет. Его военные "приключения" в полной мере раскрывают крепость характера, его жажду остаться в живых.
    И как точно Макьюэн завершает роман – проведя героев по лезвию войны и раскаяния, по грани ожесточения и жалости к самим себе, дав минутную поблажку влюбленным, он все же убивает Си и Робби. Потому что правда не восторжествовала. Потому что хэппи энд бывает только в книгах. Потому что жизни их были обречены и безоблачное счастью уже не мельтешило перед носом. Робби почти съехал с катушек. Это уже не был тот Робби, которого полюбила Си. А Си уже не была очаровательной и послушной – одиночество открыло в ней новую черту – стойкость и жесткость. Они слишком отошли от тех прообразов, которые должны были слиться в один. Их любви не должно было осуществиться. Не после стольких тяжб. Потому Иэн с милостью Бога отправляет их на смерть и оставляет живыми Брайони, которая написала-таки свою книгу, как и ожидалось, приврав конец. Ведь читатель должен верить, что любви нипочем грязь мира, что любовь пройдет сквозь все невзгоды… Что ж. Я уже выросла. Мне не нужны сопли по бумаге. Я знаю, что Жизнь всех меняет…
    Я читала книгу взахлеб. По ночам. В свободные минуты. Она, как магнит, тянула меня к себе. В электронном варианте, в книжном. Она была прекрасна любой. И в любое время дня. Она захватила разум и не позволяла, как я обычно это делаю, читать параллельно ещё одну книгу.
    Я в восторге. Тонкий психолог, Иэн Макьюэн уже второй раз подкупает меня своей прозой. Задумываюсь о том, чтобы начать его "Мечтателя"…

    (18 февраля 2013)

    7
    36