Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fifty Shades of Grey

E. L. James

  • Аватар пользователя
    Аноним21 февраля 2013 г.

    Сотни оттенков всего подряд.

    "50 оттенков серого". Ну, слышали наверное. Это как "Сумерки", только без вампиров. Но зато с эротикой.

    Честно говоря, к этому жанру особой любви никогда не питала. Да теперь уж, наверное, и не буду. Просто меня в очередной раз перевесил интерес и недоумение - "ну что там за супер-пупер, что аж по кругу читают и ни на что другое интерес не просыпается?".

    Покупать продукт поп-культуры я не рискнула. Да и воспитание как-то против было. Поэтому обратилась к Интернету. Рецензий принципиально читать не стала - дерьма всегда и везде выльют сколько угодно. Точно так же как и восторженных няшных соплей. Однако к концу первой главы я поняла, что что-то тут все же не так. Чутье меня не обмануло - роман оказался... та-та-дам! фанфиком по "Сумеркам". Отличное начало. Просто супер.

    Совсем без иронии, сарказма и резких выпадов я, к сожалению (или может все же к счастью), не смогу. Ведь причин-то хоть отбавляй! Но я постараюсь сдерживаться.

    Я, безусловно, понимаю, что "ничто не вечно под луною", но не на столько же в самом деле. Сюжет относительно каноничен. Он, весь такой ходячий секс, недоступный, таинственный, неприлично богатый и непременно порочный. И она - неуклюжая, самая простая и обычная девушка, в которой кроется неведомая сила менять судьбы людей, разнося к чертям их прежний и устоявшийся мир. У Анастейши (она же Ана), ко всему прочему, неистощимый запас природного кретинизма, природной же смелости и расстройство личности - помимо нее самой в повествовании присутствует ее подсознание и ее внутренняя богиня. К слову, последние два персонажа выдают в авторе человека, увлекающегося психологией, что, разумеется похвально. Но когда подсознание прячется под диваном и падает в обморок, а богиня то бздит, то сходит с ума от радости чуть ли не на каждой странице... Это начинает очень сильно напрягать уже на третьем повторе. Кроме того, у госпожи Джеймс (или, дадим шанс "литературному гению", у переводчика) явные проблемы с описательными выражениями в принципе. На этом фоне возникает жгучее и совершенно непреодолимое желание... подарить ей словарь синонимов.

    Хотя, возможно, литературные изыски чужды такому накалу страстей - постельных (и внепостельных) сцен в романе как минимум штук десять. И все описаны с такой тщательностью, что невольно ощущаешь себя... ну, не в своей тарелке однозначно. Оно, в общем-то, и понятно. Роман же эротический. Но, мне кажется, тут скорее просто эротический. Без романа. Сейчас объясню, почему. Персонажи (за исключением главных) абсолютно не прописаны. Они болтаются, словно запасная пуговица на рубашке - вроде и должна быть, но так-то ни к чему. Единственное, что было к месту - монолог мамаши на тему "мужчина, он как табуретка - прост и прям". И содержателен, и мораль как бы есть, и по-матерински это - вправить мозги дочери. И, безусловно, весьма по-дочерни забить на все советы, копаться в себе до позеленения и упорно видеть в происходящем все, что угодно, только не то, что на самом деле есть. И делать это так долго, чтобы занять добрую половину шестисот страниц и окончательно вывести из себя читателя. Однако все персонажи второго и более дальних планов пусты и, по сути, создают видимость реальности. Сюжета как такового, естественно, нет. Верней, его видимость создают кретинические метания Аны, все бОльшая ясность прошлого Кристиана и степень "извращенности" секса. К слову, эротическая часть романа - единственная, где есть какая-то динамика и напряжение. Даже не смотря на полное отсутствие скромности и местами совершенно пахабное описание. Все остальное время из головы никак не выходит мысль "Да, черт возьми, сколько можно!". Еще одна примечательная особенность госпожи Джеймс и ее детища - телепортирование повествования на несколько часов, а то и дней, вперед. Так, допустим, вполне себе обычное явление - читать о вечернем походе куда-то там, а уже в следующем абзаце - диалог, состоявшийся сутки спустя. И все это без переходов и предупреждений. Наверное, просто стиль такой. Этим же можно объяснить и оттенки серого, и похоти, и всего, чего только душа пожелает. И причина, по которой оттенков, скажем, зла пятьдесят, а страсти только семь, естественно, остается тайной, покрытой мраком.

    Однако, при всех огрехах неумелого писателя, откровенного плагиата и работы ну просто на очень скорую руку, есть в этом романе кое-что интересное. Сама тема доминантности в отношениях, склонности к подчинению и чарующих перемен, вызванных любовью. Последнее, конечно, весьма избитый сюжет для литературы, но в жизни встречается все реже.

    За это и только за это ставлю ему хиленькую единицу из пяти.

    И да. Честно говоря, совершенно не понимаю, как и почему произведения такого уровня бьют по продажам куда более интересные, лаконичные и глубокие вещи, как, например, "Гарри Поттер". Или даже гораздо менее информативные и философские, но уж точно более литературные и продуманные, как "Сумерки". Хотя, конечно, я понимаю. Но причины подобной деградации, наверное, для меня навсегда останутся тайной. Но это я о вечном...

    10
    39