Рецензия на книгу
Fifty Shades of Grey
E. L. James
Аноним21 февраля 2013 г.Сотни оттенков всего подряд.
"50 оттенков серого". Ну, слышали наверное. Это как "Сумерки", только без вампиров. Но зато с эротикой.
Честно говоря, к этому жанру особой любви никогда не питала. Да теперь уж, наверное, и не буду. Просто меня в очередной раз перевесил интерес и недоумение - "ну что там за супер-пупер, что аж по кругу читают и ни на что другое интерес не просыпается?".
Покупать продукт поп-культуры я не рискнула. Да и воспитание как-то против было. Поэтому обратилась к Интернету. Рецензий принципиально читать не стала - дерьма всегда и везде выльют сколько угодно. Точно так же как и восторженных няшных соплей. Однако к концу первой главы я поняла, что что-то тут все же не так. Чутье меня не обмануло - роман оказался... та-та-дам! фанфиком по "Сумеркам". Отличное начало. Просто супер.
Совсем без иронии, сарказма и резких выпадов я, к сожалению (или может все же к счастью), не смогу. Ведь причин-то хоть отбавляй! Но я постараюсь сдерживаться.
Я, безусловно, понимаю, что "ничто не вечно под луною", но не на столько же в самом деле. Сюжет относительно каноничен. Он, весь такой ходячий секс, недоступный, таинственный, неприлично богатый и непременно порочный. И она - неуклюжая, самая простая и обычная девушка, в которой кроется неведомая сила менять судьбы людей, разнося к чертям их прежний и устоявшийся мир. У Анастейши (она же Ана), ко всему прочему, неистощимый запас природного кретинизма, природной же смелости и расстройство личности - помимо нее самой в повествовании присутствует ее подсознание и ее внутренняя богиня. К слову, последние два персонажа выдают в авторе человека, увлекающегося психологией, что, разумеется похвально. Но когда подсознание прячется под диваном и падает в обморок, а богиня то бздит, то сходит с ума от радости чуть ли не на каждой странице... Это начинает очень сильно напрягать уже на третьем повторе. Кроме того, у госпожи Джеймс (или, дадим шанс "литературному гению", у переводчика) явные проблемы с описательными выражениями в принципе. На этом фоне возникает жгучее и совершенно непреодолимое желание... подарить ей словарь синонимов.
Хотя, возможно, литературные изыски чужды такому накалу страстей - постельных (и внепостельных) сцен в романе как минимум штук десять. И все описаны с такой тщательностью, что невольно ощущаешь себя... ну, не в своей тарелке однозначно. Оно, в общем-то, и понятно. Роман же эротический. Но, мне кажется, тут скорее просто эротический. Без романа. Сейчас объясню, почему. Персонажи (за исключением главных) абсолютно не прописаны. Они болтаются, словно запасная пуговица на рубашке - вроде и должна быть, но так-то ни к чему. Единственное, что было к месту - монолог мамаши на тему "мужчина, он как табуретка - прост и прям". И содержателен, и мораль как бы есть, и по-матерински это - вправить мозги дочери. И, безусловно, весьма по-дочерни забить на все советы, копаться в себе до позеленения и упорно видеть в происходящем все, что угодно, только не то, что на самом деле есть. И делать это так долго, чтобы занять добрую половину шестисот страниц и окончательно вывести из себя читателя. Однако все персонажи второго и более дальних планов пусты и, по сути, создают видимость реальности. Сюжета как такового, естественно, нет. Верней, его видимость создают кретинические метания Аны, все бОльшая ясность прошлого Кристиана и степень "извращенности" секса. К слову, эротическая часть романа - единственная, где есть какая-то динамика и напряжение. Даже не смотря на полное отсутствие скромности и местами совершенно пахабное описание. Все остальное время из головы никак не выходит мысль "Да, черт возьми, сколько можно!". Еще одна примечательная особенность госпожи Джеймс и ее детища - телепортирование повествования на несколько часов, а то и дней, вперед. Так, допустим, вполне себе обычное явление - читать о вечернем походе куда-то там, а уже в следующем абзаце - диалог, состоявшийся сутки спустя. И все это без переходов и предупреждений. Наверное, просто стиль такой. Этим же можно объяснить и оттенки серого, и похоти, и всего, чего только душа пожелает. И причина, по которой оттенков, скажем, зла пятьдесят, а страсти только семь, естественно, остается тайной, покрытой мраком.
Однако, при всех огрехах неумелого писателя, откровенного плагиата и работы ну просто на очень скорую руку, есть в этом романе кое-что интересное. Сама тема доминантности в отношениях, склонности к подчинению и чарующих перемен, вызванных любовью. Последнее, конечно, весьма избитый сюжет для литературы, но в жизни встречается все реже.
За это и только за это ставлю ему хиленькую единицу из пяти.
И да. Честно говоря, совершенно не понимаю, как и почему произведения такого уровня бьют по продажам куда более интересные, лаконичные и глубокие вещи, как, например, "Гарри Поттер". Или даже гораздо менее информативные и философские, но уж точно более литературные и продуманные, как "Сумерки". Хотя, конечно, я понимаю. Но причины подобной деградации, наверное, для меня навсегда останутся тайной. Но это я о вечном...
1039