Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Аква. Север. Эра мореходов

Майк Гелприн, Владимир Венгловский, Андрей Кокоулин, Тимур Максютов

  • Аватар пользователя
    Аноним31 октября 2021 г.

    Ловушка Аквы

    Стояли звери около двери,
    Они кричали, их не пускали.
    (А.и Б. Стругацкие «Жук в муравейнике»)

    На самом деле, четыре современных талантливых автора широко и гостеприимно распахнули перед читателями четыре двери в совершенно новый, необычный и загадочный во всех отношениях мир. Аннотация к первому тому, по сути, является вводной главой ко всем четырём повестям этого сборника, ибо поясняет читателю то, что размазано тонким слоем в тексте повестей, и без чего было бы сложно понять упоминания о загадочном Барьере, о кланах и аборигенах Аквы, об оригинальной географии и метеорологии этого мира. Кстати, лично мне очень не хватило карты Аквы, а ещё лучше её глобуса. Правда, я читал электронный вариант книги и может быть в бумажной версии таковые имеются? А может быть авторы-составители сочли, что в первом томе цикла рано открывать карты, пусть читатель сам включит своё воображение и попробует представить картографию по крайней мере Северного полушария этой планеты (кстати, с удовольствием прочитал бы и космографию Аквы — угол наклона оси, продолжительность года, расстояние Аквы от своей центральной звезды, эксцентриситет орбиты, ну и прочие астрономические подробности).

    Дальше...

    Итак, перед нами четыре ввода в тему, четыре вполне конкретные описания кусочков мира людей Аквы, четыре картины их жизни. И по мере чтения этих повестей к нам приходит более полное и глубокое понимание особенностей людей каждого клана мореходов Севера, а заодно мы всё больше узнаём о системе взаимоотношений между людьми в этом водном мире, о системе ценностей (всё старо как сам мир — золото и жемчуг, красивые женщины, сытная и пьяная жизнь, и конечно же власть), а также о существовании таинственных и загадочных явлений и событий из древности и из-за Барьера (но об этом тс-с, ибо по официальной версии за Барьером ничего нет и вообще мир выглядит как полусфера...).

    И каждая из повестей, в принципе, является некоей событийно-сюжетной закладкой на будущее. Потому что финалы всех четырёх творений вполне открыты и буквально предупреждают читателя, что ни одна из рассказанных нам историй не закончена, что повешенные на задник нашего аква-театра ружья непременно ещё выстрелят. И читатель понимает, что фактически он обречён на то, что если эта книга ему понравилась, то он вынужден будет ждать и искать следующую, и погружаться в мир Аквы всё глубже.

    Немного о самой задумке. Конечно мы знаем о писателях, творящих в соавторстве. Примеров тому довольно много и я даже упоминать никого не буду. Однако это обычно ситуации, когда возникает одна общая идея и авторы творят в масштабах одного произведения, в крайнем случае цикла (всё-таки пример: А. Круз и П. Корнев), но опять же, каждое из произведений цикла пишется вместе, соавторски. В ситуации с Аквой всё немножко сильно не так. Да, имеется одна общая идея — написать мир Аквы. Однако количество соавторов этого большого цикла весьма изрядное. И при этом каждый автор пишет только какую-то свою линию, свою долю, своё собственное произведение или несколько (думаю, что в рамках цикла авторы будут встречаться читателю не раз и не два). И всё вот это большое литературно-творческое хозяйство нужно было распределить и увязать в одно большое гармоничное связное целое, потому что всегда имеется такое количество фактологии, которую необходимо связать между собой, что задача становится весьма непростой.

    Конечно, искушённые в книжных мирах читатели могут возразить и привести в пример всякие вселенные Сталкер, Метро и прочие, но опять же, изначально эти вселенные не задумывались таковыми, а выросли на какой-то мощной идее, которую вовсю стали пользовать последователи отца/отцов-основателей. Здесь же изначально задумывалась идея межавторского цикла, в котором все авторы привнесли своё видение этого мира и внесли свою лепту в его сотворение. Этакий коллектив творцов-небожителей, бригада богов и богинь, в которой каждый отвечает за свою долю мироздания (а я придумал бензольное колечко! — воскликнул некто в порыве творческого вдохновения).

    Для примера попробовал представить себе цикл «Ругон-Маккары», но только романы цикла чтобы выдумывал и творил не один Эмиль Золя, а этак с добрый десяток современных ему авторов, и ничего у меня не получилось, не вытанцовывался пример. А вот у создателей Аквы всё получилось — по крайней мере, мне так кажется, что получилось, окончательно убедиться в этом я смогу только тогда, когда прочитаю хотя бы несколько романов и повестей цикла, а то и весь целиком. Ловушка Аквы сработала, ловчая петля затянулась, дверка закрылась, коготок увяз — всей птичке пропасть :-)

    Ну и ладно!

    Огромная благодарность авторам цикла «Аква» и организаторам всей этой задумки за возможность прочитать книгу, полученную в качестве своеобразного «отражения» от участия в проекте «Зеркальная волна», «Вал второй».

    43
    630