Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тэсс из рода д'Эрбервиллей

Томас Гарди

  • Аватар пользователя
    Murlakatam20 февраля 2013 г.
    Досадно мне, что слово "честь" забыто
    И что в чести наветы за глаза
    Когда я вижу сломанные крылья
    Нет жалости во мне и неспроста
    Я не люблю насилье и бессилье
    Вот только жаль распятого Христа
    Я не люблю себя когда я трушу
    Обидно мне, когда невинных бьют
    Я не люблю, когда мне лезут в душу
    Тем более, когда в неё плюют
    В.С. Высоцикй

    Согласна, каждой книге, каждому герою свое время. Только в одном случае. Если воспринимать узко направленно - исключительно как произведение о поруганной чести Тэсс.
    Да и в этом случае тоже несправедливо: сколько таких Тэсс вокруг нас? Или их нет совсем?

    Роман, безусловно, больше женский. Но читать надо всем: и молодым девушкам, и мужчинам, и родителям (особенно девочек). Согласна, ни одного положительного персонажа мужского пола. Но может это и не так плохо?

    Не хочу и не буду разводить демагогию и морализаторство. Приведу несколько цитат из Романа.


    Ей следовало понять одно: мысль, заставившая ее так низко склонить голову, – мысль о всеобщем жгучем интересе к ее положению основана была на иллюзии. Никому не было дела до ее жизни, до ее переживаний, ее страстей, ее мироощущения, кроме нее самой.
    Для всех остальных людей Тэсс была лишь мимолетной мыслью. Даже ее друзья думали о ней лишь мельком, хотя и часто. Если бы она горевала всю жизнь, для них это означало бы только: «А, она сама делает себя несчастной». Если бы старалась она быть веселой, отогнать все заботы, радоваться дневному свету, цветам, ребенку – для них все это воплотилось бы в короткой фразе: «Она держится молодцом». Одна, на необитаемом острове, сокрушалась бы она о том, что с ней случилось? Не очень. Если бы она только что вышла из рук творца и увидела себя безмужней женой, ничего не ведающей о жизни и являющейся лишь матерью безыменного ребенка, могло ли бы такое положение довести ее до отчаяния? Нет, она приняла бы его спокойно и нашла бы в нем радость. Скорбь не родилась из глубины ее существа, а порождена была социальными условностями.

    Вопреки всем его попыткам быть независимым в своих суждениях этот передовой человек, полный добрых намерений человек последней четверти века, оставался рабом условностей и обычаев, уважение к которым прививалось ему в детстве. Ни один пророк не сказал ему – а сам он не был пророком, – что молодая его жена достойна похвал царя Лемуила не меньше, чем всякая другая женщина, питающая такое же отвращение к греху, – ибо не достижение, но стремление служит мерилом истинной нравственности. Кроме того, человек, которого мы разглядываем вблизи, проигрывает, так как нет теней, скрывающих его недостатки, а далекие туманные фигуры вызывают только уважение и самые недостатки их на расстоянии превращаются в достоинства. Думая о том, что Тэсс оказалась не той, какой он ее себе представлял, он проглядел ее такой, какой она была, и не вспомнил, что не всегда совершенство ценнее всего.

    А ведь по существу невелика была пропасть, их разделяющая: те же страдания, те же радости и размышления, рождение и смерть, и загробная жизнь – это был их общий удел.

    Я говорю совершенно серьезно: родители совершают преступление, воспитывая своих дочерей в полном неведении о том, какие сети расставляют для них дети греха. И родители виноваты, независимо от того, руководствовались ли они добрыми побуждениями или были попросту равнодушны.

    Часто, слишком часто мужчины бывают жестоки к женщинам, которых любят или любили, а женщины – к мужчинам. Но жестокость эта кажется нежностью по сравнению с той всеобщей жестокостью, из которой она вырастает, – жестокостью обстоятельств к человеку, жестокостью средств к цели, жестокостью сегодняшнего дня ко вчерашнему, а завтрашнего дня к сегодняшнему.
    10
    71