Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Неаполитанский квартет

Элена Ферранте

  • Аватар пользователя
    ViktorMaheev26 октября 2021 г.

    Четыре кирпича в основание памятника читателю-мазохисту

    Как бы ты ни оценивал тетралогию «Неаполитанский квартет»: положительно или нет, нельзя не признать - произведение получилось неординарным. В четырехтомнике есть все, что присуще современным романам с претензией на небанальность: отсутствие однозначно положительных или отрицательных героев, загадки, остающиеся без ответов, мотивация читателя к самостоятельным размышлениям на предмет того сами мы себя делаем или являемся продуктом нашего окружения и т.д. и т.п.
    Столь объемное произведение крайне редко обладает линейным повествованием. Вот и в «Неаполитанском квартет» действие развивается по восходящей спирали. Однако, автор, кем бы он ни был (женщиной, семейным дуэтом или творческим коллективом литературных негров) откровенно издевается над своим читателем.
    Тебя могут долго привязывать к конкретному персонажу только для того, чтобы в самый неожиданный момент развернуть картинку и показать насколько же слаб или отвратителен может быть герой. Негодяям порой тоже везет и автор позволяет им совершить доброе дело или проявить благородство.
    Читая книгу нам часто хочется, чтобы симпатичные герои обрели счастье, но в «Неаполитанском квартете» их жизнь в какой-то момент обязательно пойдет наперекосяк.
    Кто-то назовет это реализмом, истинной жизнью, что имеет миллион разных оттенков. Но на практике это выглядит так: два-три раза за том читатель с треском захлопывает книгу и обращается к сидящей внутри томика героине: «Да как так-то?! Ну, что ты за дура такая!!!».
    И вот здесь проявляется свидетельство большого литературного таланта Элены Ферранте и переводчиков на русский язык. Как бы ни раздражал тебя очередной поворот сюжета, книгу хочется продолжить читать.
    Более того, автор избегает «клиффхэнгеров», обрывающих повествование на драматичном моменте, чтобы дать развязку в следующем томе. Каждая из первых трех книг книга («Моя гениальная подруга», «История нового имени», «Те, кто уходит и остаётся») заканчивается ровно, без приманок, заставляющих покупать том за томом. Тем не менее, роман захватывает и не отпускает, заставляя возобновить прерванное чтение.
    Насколько могу судить, большинство начавших читать «Неаполитанский квартет» доходят до последней страницы четвертого тома «История о пропавшем ребёнке».
    Но только для того чтобы воскликнуть: «Ну, что же ты напридумывала? Где развязка?!».
    Да, в книге нет отгадок на вопросы, что были накиданы по ходу повествования. Нет даже открытого финала, который позволял бы рассчитывать на продолжение и ответы в будущем. Это тоже «жизненный реализм», а скорее просто литературный прием, который заставляет читателя реагировать.
    В чем причина успеха «Неаполитанского квартета»? Рискну предположить, что не только в умело закрученных интригах и сочном описании человеческих страстей.
    Перед нами история взросления, переходящая сагу о жизни сразу нескольких семейств – жанр давно и крепко любимый многими. Наши бабушки дожидались очередного номера «Роман-газеты» с продолжением «Тени исчезают в полдень», а мы ждем выхода очередного том «Неаполитанского квартета».
    Другая сильная сторона книги – новейшая история Италии, рассказанная через судьбы и взаимоотношения жителей одного из кварталов Неаполя. Она цепляет и не хочет отпускать. Только неаполитанцам судить насколько картинка, нарисованная Эленой Ферранте соответствует истине, но выглядит она очень правдоподобной. То и дело невольно сравниваешь - а как было в то время у нас, в чем дела обстояли получше, а в чем еще хуже.
    Благодаря описанию жизни обычных людей с ее проблемами и трудностями книга получилась очень атмосферной.
    И все же осадочек по прочтении остается - понимаешь, что местами автор искусственно пытается развести тебя на эмоции. Маркетинг он такой – необязательно, чтобы продукт безоговорочно нравился, достаточно чтобы он нем говорили.
    Поэтому думаю, что мы все же узнаем кто такая/такой Элена Ферранте. Вопрос только в том, когда это будет наиболее выгодно ее создателям – к выходу последнего сезона одноименного сериала, что выпускают с 2018-го года или скажем, для раскрутки нового большого романа, если он, дай бог, состоится.

    6
    162