Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тихий Дон

Михаил Шолохов

  • Аватар пользователя
    Аноним18 октября 2021 г.

    О чем молчит тихий Дон

    Можно долго спорить по поводу того, о ком эта книга – о хороших красных или о хороших белых. На мой взгляд здесь хороших нет. Как Григорий бросается от красных к белым, так и ты, пока читаешь, будешь выбирать на чьей ты стороне, но постепенно увидишь, что тебе не по душе оба лагеря. В романе тебе показывают красных, которые расстреливают безоружных пленных, грабят, насилуют, и разрушают все на своем пути. Потом тебе показывают карательные отряды белых, которые громят и убивают гражданских, только потому что могут, упиваясь безграничным чувством власти и физическим превосходством над стариками, а между ними мечутся казаки, которые задурили себе голову вопросами, на чью сторону встать. Постепенно погружаясь в чтение, ты понимаешь, что все они отвратительны и жестоки, а война идет не за идею, а банально за передел власти. Что все они, что Мишка Кошевой, что Митька Коршунов, одинаковые.
    Красный это или белый роман – сейчас это уже не важно. Все же мы хорошо понимаем, что по большому счету нас интересует, будут Григорий и Аксинья вместе или нет. Вся война нужна для того, чтобы сводить и разводить их пути. Так что перед нами классический пример истории о жизни, быте, семейных взаимоотношениях и любви на фоне гражданской войны. Сила духа против силы оружия.
    Последние два тома вообще больше смахивают на притчу о несчастном человеке. Мне здесь первым на ум приходит Григорий Мелехов. Но, естественно, сюда можно подставить любую фамилию и любой окраски. Если проводить параллели, то Григорий Мелехов похож на Юрия Живаго. И пусть Гришка Мелехов и Юра Живаго - представители совершенно разных социальных слоев, они столкнулись с похожими проблемами.
    Оба сомневаются, к кому приткнуться –к белым или к красным, оба рассуждают о справедливой власти для России. У обоих сложный любовный треугольник.
    Наталья Коршунова и Аксинья Астахова – два важных и ярких женских образа.
    Наталья видится мне как символ старого уклада жизни. Она мечтает о тихой мирной жизни с любимым мужем, детьми, в трудах и рутинной заботе. Она скромна, неприхотлива, добра. Наталья – женщина-мать. Образ Натальи - самый трагичный для меня. Она не заслужила такой судьбы. Что ее сгубило… Не война, а несчастная любовь, несбывшиеся надежды, низкая самооценка. Она не видела ценности в своей жизни, в своей личности, в отличие от жизнерадостной и гордой Аксиньи. Наталье не довелось построить тихое семейное счастье, но, к сожалению, удалось разрушить себя.
    Аксинья Астахова – это уже принципиально новый образ. Она готова оставить все старое и начать новую жизнь, не важно, как и где, а важно с кем. Аксинья - смелая, волевая, темпераментная, самодостаточная женщина. Она любит, любит страстно, открыто, и никто не может ей в этом помешать, ни свой муж, ни его жена, ни война. Аксинья творит сама свою жизнь, сама принимает решения, одна ведет хозяйство, когда это необходимо, надеется только на себя. Аксинья, если хотите, - это первый прообраз русской феминистки от литературы. Проблема ее в том, что она не особо заботилась о возможных последствиях. Аксинья, в отличие от Натальи, символ чувственной любви.
    Тихо течет Дон, а на берегу бурлит жизнь, жизнь сложная и трагичная. Такое уж выпало время.
    Много тем, много персонажей, всего не охватишь за несколько абзацев. Все ответы как всегда в самой книге. Важно довериться своему впечатлению.
    ***
    Роман «Тихий Дон» - классика русской/советской литературы. Не сказать, что и сейчас эта книга будоражит умы всей прогрессивной общественности, но тем не менее книга очень известная. Определенные предрассудки по поводу неё существуют до сих пор. С одной стороны, признают гениальность этой эпопеи, с другой – навешивают ярлык «политический заказ». Понятно почему. В основе романа – революция, Гражданская война, казаки, которые, мягко говоря, без энтузиазма встретили советскую власть, в общем, у этой темы статус «все сложно». Ведь о большевиках либо хорошо, либо ничего. Так что роман был под пристальным вниманием цензуры. Поэтому в добрые намерения автора, что все это только ради творчества, поверили не все. Но то, что роман – как минимум талантлив (читай гениален), это очевидно, в том числе и для Нобелевского комитета. Премия с формулировкой: «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Если спросить, о чем роман, то вот как раз об этом :)

    9
    927