Рецензия на книгу
Советы одинокого курильщика
Максим Кантор
Аноним17 октября 2021 г.ИДЕЕЙ НЕРАВЕНСТВА ВООДУШЕВИТЬ ТРУДНО
Максим Кантор – художник, философ, писатель и публицист, среди прочего автор знаменитого романа «Учебник рисования» (неоднократно переиздавался с 2006 года) в двух огромных кирпичах и не менее огромного сборника эссе «Медленные челюсти демократии», на обложке которого им нарисована в разрезе обнаженная тетя жутких форм, поедающая маленьких человечков.
Рассматриваемая книжка представляет собой попытку автора стать ближе к народу и в свободной легкой манере пародийного детектива донести до нового круга читателей вполне серьезные мысли автора о современной России. Герой рассказов – профессор истории Татарников – затворник, интеллектуал, пессимист и алкоголик, за рюмкой водки и сигаретой распутывает для своего соседа-журналиста криминальной хроники и майора-следователя прокуратуры несуразные и невероятные уголовные происшествия, каждое из которых по сути всего лишь повод высказаться о той или иной стороне жизни нашего общества. Среди поднимаемых проблем – ситуация на рынке недвижимости, иммиграция олигархов в Лондон, коммерциализация искусства, нравы нуворишей, социальное расслоение населения России и др. В последнем рассказе содержится основная идея сборника – в стране, в которой образ жизни формируется небольшой частью населения, обогатившейся на стяжательстве, мораль и нравственность ничтожны.
Объект исследования Кантора и, соответственно, Татарникова - система, воспроизводящая фиктивное бытие. «Люди не соответствуют профессиональным обязанностям, поскольку смысл их деятельности совершенно иной. Они воспроизводят пустоту - и должны пустоту олицетворять». Это о чиновниках. А о себе Кантор пишет следующее: «Это двадцать лет назад в нашем обществе разоблачения приветствовались - но теперь, согласитесь, эпоха разоблачений закончилась. Сегодня пришла пора подмечать положительные стороны бытия - автор же упорно не желает их видеть». Метод Холмса - дедуктивный анализ. Метод Татарникова - использование всемирной истории для понимания бытовой проблемы.
Вот модель любого из рассказов сборника. Например, возьмем «Штрафной удар». Кто-то вместо легионера бразильца вышел на поле и пушечным ударом футбольным мячом убил губернатора на трибуне. Совершенно дурацкая постановка проблемы позволяет Кантору, начав с Хантингтона и его «Столкновения цивилизаций», плавно перейти к обсуждению роли спорта в манипулировании массовым сознанием, сравнивая современную Россию с Римской империей в стадии ее расцвета (и перед ее падением, естественно). Проводя параллели между футболистами и гладиаторами, вспоминая Нерона, лично выходящего на сцену и на арену, писатель устами своего профессора ехидно указывает на то, что «правительство всегда искало такие вещи, которые организуют и занимают толпу... Понятно, что массы можно воодушевить идеей равенства и справедливого раздела имущества. Но идеей неравенства воодушевить трудно... Остается спорт, занятие, уравнивающее всех... Как доказать, что ты хороший политик, если экономики нет, бюджет разворован, а город бедствует? Только одним способом - забить гол. Если он спортсмен хороший, то и остальное недурно... Соответствие общим вкусам - самый распространенный недуг империй. - Но спорт объединяет людей -Согласен, голубчик. Экономика, культура, наука - очевидным образом больше эту функцию не выполняют».
Язык рассказов нарочито простоват, полон жаргонизмов, сюжеты высосаны из пальца и никакой детективной нагрузки не несут – все это лишь повод для Кантора еще раз обсудить нашу нереальную реальность. Обращу внимание на легкую небрежность в названии книги – курильщик не совсем одинокий - в одном из рассказов упоминается жена Татарникова, в другом - дочь. Но метафизически наш профессор, конечно же, абсолютно одинок.
Вывод: "Чудесно!". Удивительная и особенная книжка. Понравилось про Ивана Грозного, который хотел уехать жить в Англию от российского беззакония (сравнивая с бежавшими опальными олигархами): «Неужели в Лондоне не резали и не жгли? -Тоже резали. И жгли без пощады. Но издалека это могло показаться правосудием».
8182