Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Море, море

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним13 февраля 2013 г.

    Долго раздумывал над рецензией, никак рука не поднималась ее написать. Потому что впервые за всю историю флеш-моба книга мне не понравилась. И вот я, немного подождав, пока пройдет послевкусие, уже рационально рассмотрел своё отношение к этой книге и попробую выразить его внятно и по-порядку:

    Начну с хорошего. 1. Книга действительнами местами интересная, есть отдельные моменты которые захватывают и не дают отроваться. 2. Неплохо прописаны персонажи, особенно женщины. Прямо видишь их, каждая со своим характером, у каждой своя жизнь и они настоящие, они живые. Некоторых персонажей по-настоящему жалко, некоторые моменты действительно переживаешь с главным героем и хочется чтобы всё у него вышло хорошо. Это действительно сильная сторона романа.

    Чем же книга мне не понравилась... 1. Книгу пишет женщина. Пишет от лица мужчины. Пожилого мужчины. И с самого начала - а я, начав читать книгу, даже не удосужился узнать кто же автор и историю создания книги - почувствовал подвох. Ощущение, что от имени мужчины пишет женщина меня не покидало, пока я реально не осознал - так пишет действительно женщина. Не смогу объяснить рационально. Это что-то интуитивное. Я ни в коем разе не шовинист, и есть огромное количество авторов-женщин, которые мне очень нравятся. Просто сразу же почувствовал этот диссонанс, неприятное чувство, что тебя надули.

    2. Стиль. Повествование начинается как дневник. Герой книги периодически возвращается к своему дневнику описывая что произошло за день-за два до того, как он сел писать. Но с ходом книги стиль все больше и больше превращается просто в повествование от первого лица, приукрашенный лишь изредка вставками а-ля дневник, которые совсем пропадают к середине книги. Это ни в коем случае не педантичность и придирки - разница между повествованием "дневниковых записей" и повествованием от первого лица - это две совершенно разные книги. Одно дело когда просто идёт запись фактов: что, где и как оно произошло, но тогда и нужно до конца тянуть эту линию до конца. Ну в крайнем случае написать: "Итак, я очень давно не писал, и решил описать все события в один присест" - и описывать. Но и тогда история будет немного другой. Повествование от первого лица всегда идет в данный момент: "и вот я почувствовал то-то и то-то", "неожиданно подул ветер и у меня промелькнула мысль", "я захотел, но не знал что делать" и т.д. Это описание всегда вводит читателя в данный промежуток времени и никак не привязано к истории. Ни дневники, ни воспоминания так не пишутся. Это вроде бы мелочь, но достаточно неприятная - стиль прыгает, причем и скорость повествования тоже - начинается роман медленно, размеренно, с морских пейзажей, размышлений автора и превращается в какой-то роман об отношениях пожилых людей, в котором практически отсутствуют всякие размышления и философия, остаются лишь действия персонажей. 3. И самый главный. Я так и не понял сути романа. Не понял значения, не понял идеи. Не понял, для чего и для кого автор писала "Море, море", что она хотела донести до читателя? В итоге роман превращается в какой-то водоворот событий, в мыльную оперу и заканчивается практически ничем.

    В общем сложно судить... Книга далась мне достаточно тяжело - но не могу сказать что книга плохая. Скорее просто я ее не понял, мне она не пошла. И, опять же, возможно именно здесь и сейчас... Не знаю... Надо будет почитать критическую литературу, посмотреть и подумать.

    Книга эта непростая, книга, о которой говорят, книга, которую знают и читают, так что ни капли не жалею что ознакомился с ней, к тому же она навела на некоторые серьезные размышления. Так что книга ни коим образом не прошла даром.

    8
    27