Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним15 октября 2021 г.

    Рок неумолим.

    ㅤГляди! Морозной январской ночью в одиночку бредет маленькая фигура без обуви, в одной матросской куртке; она, покинутая всеми, смело ищет путь к теплу и еде, к жизни, которая оставляет ее с каждым шагом. Кто же это? Мальчик Гуинплен, брошенный торговцами; торговцами, товар которых не одежда, не пища, не оружие — дети. Лицо его обезображено ими, и он вынужден улыбаться всю свою жизнь: рот растянут в вечной улыбке. Но выглядит она ни капельки не радостно, и, смотря на нее, не наблюдаешь счастья. На ней тень, и она поистине жуткая. Однако душа Гуинплена?.. Видишь, что ныне он еще и несет кого-то? Это ребенок, девочка, чья мать умерла этой холодной зимней ночью. Она, такая же одинокая, могла лишь кричать, и Гуинплен ее услышал и не побоялся, не имея ничего, взять ее с собой. Но что же дальше? Дальше дома, неприветливые, неживые. Стучась в каждую дверь, мальчик не получает ответа; везде мрак, голод становится нестерпимым, холод заметно ощутим, и подкатывает отчаяние, окружают мысли, страшные, безысходные. Но одна дверь все-таки открывается, и встречает Гуинплена старик, и он ворчит и злится, но впоследствии?.. Впоследствии он оставит их у себя. И станут они друг для друга дороже всего на свете. Но это потом. Сейчас занавес.

    ㅤ«Человек, который смеется» — роман истинно великолепный. Гюго как автор, конечно, несколько специфичен, ибо основательно растекается мыслием по древу, но то, как написан текст, как реализовалась у него идея, невероятно, право. Затронул в произведении он, наверное, главнейшие темы мировой литературы, и если бы не монолитные описания, порой не имеющие смысла, то вышло бы и компактно, и крайне содержательно. Но и итог хорош: даже одна мысль, выведенная абсолютно по-разному (лишь в плане выбора слов — не содержании), добавляет тексту полноту, делает цельным. И темы, часто фигурирующие в произведениях литературы, раскрываются чудесно.

    ㅤНо что же это за темы? Очень явственен вопрос о положении народа, например. Речи Гуинплена в конце и вовсе можно назвать революционными: настолько они пылкие, уверенные, и содержание их очень специфично в отличие от сплошных «доволен». Не могу говорить за справедливость столь явных посылов в адрес английской аристократии, но реализация в романе их замечательна. Переплетение деяний компрачикосов и страданий простых людей интересно, ново, и какая же красота слова при этом!.. Отражение воли короля на Гуинплене, становление ее как символа, звонкие просьбы, обращенные к пэрам, о том, чтобы они прислушались, увидели существенные проблемы, — все введено в сюжет с истинным мастерством, невероятным талантом, и читать это одно удовольствие.

    ㅤСудьба, которой уделено особое место в литературе в целом, также интересна. Роль в романе она играет особую: рок в произведении — нечто высшее, то, что управляет людьми, дергает за нити, слово кукол. И если встречи с судьбой, как правило, избегаются, то Гуинплен почти не сопротивляется ее воле. Он живет со своим предназначением и в конце даже пытается исполнить его, но исход бесплоден: люди глухи, и обращаться к ним смысла нет. Гуинплен в принципе совершил фатальную ошибку, согласившись со словами Баркильфедро, ибо «судьба никогда не отворяет одной двери, не захлопнув прежде другой». И умертвив часть своей личности, сказав «да» дьяволу, он отрекся от своего прошлого, и конец, полный трагизма, логичен: перед судьбой нельзя не предстать после резко измененного выбора. И исход не может быть положительным, ибо «рок неумолим», он всегда уравновешивает чаши весов и не принимает чью-либо сторону. Судьба отгородила Гуинплена от его семьи, и он, не справившись со своей задачей, став посмешищем в поистине кошмарном ключе, расплатился тем, что случилось после его возвращения, для него дорогого, очень желанного.

    ㅤВечное противостояние духа и физиологии человека тоже есть в этом романе. Ярко противопоставляются образы Деи и Джозианы, ставящие Гуинплена в перманентное состояние выбора. И то, о чем говорилось еще в «Опасных связях», начинает фигурировать и в приведенном произведении. Очень точно Гюго отметил, что физиологию «никому из нас еще не удалось победить»: так есть, в большинстве романов герои идут на соблазн и в итоге проигрывают в этом противостоянии. Однако Гуинплен, можно сказать, остался чист, и, таким образом, он стал крайне уникальным героем, полным внутренней силы. Его любовь к Дее всецело истинна, она выше физиологии: вместе они составляют единое целое. И это определенно эталон чистоты и света, который с невообразимой чувственностью создал Виктор Гюго.

    ㅤРоман восхитителен: образы персонажей живые, и темы, вечные, насущные, переплетаются и создают невероятную картину, на которую хочется смотреть, вглядываясь в детали. Произведение написано с невероятным мастерством, и все смыслы, проходящие через него нитью, в итоге воплощают книгу, которую определенно можно считать прекрасным примером художественной литературы.

    94
    5,3K