Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Extremely Loud & Incredibly Close

Jonathan Safran Foer

  • Аватар пользователя
    Аноним13 октября 2021 г.

    Немного "гирь", которые затопили книгу

    «Эта тайна была дырой в моем сердце, в которую проваливалась любая радость»

    История об ужасающем теракте, который потряс сердца Америки (да и всего мира) 11 сентября 2001 года. Но видеокамеры здесь заменены человеческими глазами, которые запечатлели каждый момент того дня с ужасающей точностью. Ни одна деталь не способна ускользнуть из памяти. Ни одну деталь нельзя вытравить из памяти.

    В данной книге автор показывает нам несколько историй с некоторым чередованием: историю Оскара Шелла – особенного мальчика, который потерял в тоннах разбитых стекол своего отца – человека с красной ручкой наготове, и историю Томаса Шелла Старшего – фактически являющегося дедушкой Оскара (хотя я бы с трудом его назвала таковым), который потерял любимую девушку под обломками войны 1945 года.

    Признаюсь честно, в начале такое чередование меня жутко смутило. Ведь если Оскара автор представил нам с особым почтением и уважением, то Томаса Шелла старшего повествование превратило в незнакомца, неожиданно нагло влезшего в книгу. Его появление заставляло меня гадать о том, какую роль играет он в сюжете. Быть может, он отец Оскара в прошлом. Или же сам Оскар в будущем, израненный судьбой, так и не нашедший мир и покой. На этом трудности не заканчиваются. Большую столовую ложку хаоса автор добавляет практически сразу же, создавая главы-воспоминания Томаса Шелла Старшего о своей единственной любви – девушке Анне (что, опять же, не так легко уловить). Именно поэтому в начале у меня возник искренний интерес к истории знакомого нам по сюжету Оскара, а вот главы с участием незнакомца вызывали недоумение.

    Книга хорошо передает мир глазами ребенка: сумбурный и яркий, полный эмоций и чувств. Пытливый ум, который пытается отвлечься от «гирь» на сердце, но они все нарастают и нарастают. И вот в конце обросшее гирями сердце падает на пол под их тяжестью, а детские слезы впитываются в теплую и уютную кофту матери.

    Историей таинственного незнакомца – дедушки Оскара – я прониклась меньше. Несмотря на понимание того, что война и бомбежки могли оставить (и оставили) множественные психологические травмы, я так и не смогла принять факт безответственного поведения, которое пронизывало книгу в некоторых главах его истории. Во мне осталось чувство осуждения и досады.

    Книга необычна, это так. Но тем не менее после ее прочтения не покидает ощущение, словно автор чего-то нам не рассказал. И это не банальное чувство легкой незавершенности, которое дает поле для нашего собственного воображения. Нет, это именно чувство, словно историю оборвали где-то посередине, завуалировав «мнимым» концом повествования. Быть может, я просто не поняла какой-то глубинный смысл, но я не вижу, чтобы история мальчика Оскара закончилась логично или хотя бы понятно для читателя.

    Я прочитала книгу, которые многие нахваливают, говоря о том, что она является прорывом в литературном сообществе. Однако лично во мне она не вызвала таких чувств. История и сама идея достаточно органичны, но я так и не услышала финального предложения, которое заставило бы мое сердце разбиться или же наоборот возвыситься. Автор словно пытался всю книгу дать ответ на внутренний вопрос и так его и не дал. Это очень огорчает.

    Спросив у автора: «В чем смысл?», мы получим ответ, как отрывок из книги:
    «…я вырвал из тетради страницу – «Я не говорю. Прости» – и стал вытирать ей щеки, мой ответ и мое извинение потекли по ее лицу, как тушь…»

    1
    117