Рецензия на книгу
Защита Лужина
Владимир Набоков
Zlatenika_Oz13 октября 2021 г.На первых страницах Лужин (именно просто Лужин, без имени) - мальчик шести-семи лет получает известие, что отдан в Гимназию. Его смятение, переживания переданы так точно и подробно, что захотелось прочитать эти главы дочке! Она хоть и не первоклассница, но чувства новичка ей знакомы и памятны. А Лужин - такой тихий, замкнутый и скромный мальчик, что наверняка вызвал бы в ней сопереживание. А далее? Далее Лужин растёт, в его жизнь врываются шахматы и это единственное, что ему видится ясно и уверенно понятно. Даже отец, усадив Лужина за шахматную доску, не узнаёт сына! Это уже не замкнутый, неуверенный мальчик, меняются и голос, и жесты, и выражение лица. И мать признаётся, что чувствует себя с сыном отчуждённо, что хочет назад своего прежнего милого мечтательного ребёнка, что любит его, а не шахматного гения!
А есть ли Лужин вне шахмат? А вдруг никакого Александра Ивановича и не было? А как будто и не было! Весь роман был словно подёрнут дымкой, виделся из-под опущенных век и даже слышался в аудио как в полусне! Лужин и вправду существовал только, как шахматная фигура, мир вокруг становился ясным только за чёрно-белыми партиями! Тогда фразы обретали чёткость, конкретику, весь образ Лужина собирался, проявлялся в реальности, обретал способность действовать. В остальном же, за пределами шахматного мира Лужин как будто бы не существовал! За него решали, его передвигали, как пешку - сначала Валентинов, потом невеста и жена. Всё происходящее касалось его вскользь и замечалось им тоже вскользь, обрывочно и нечётко. Полусон, фразы, сказанные невпопад: или с опозданием, или слишком громко, смешанное прозрачно-стеклянное сознание: мысли и образы проходят сквозь, не задерживаясь, и исчезают без следа, редко оставив смутное воспоминание. Эти воспоминания, в свою очередь, сплетаются с образами внутренними - идеями, чувствами. И получается нечто, похожее на марлевую ткань, поднесённую близко к лицу: и ткань уже неразличима, и картинка действительности расплывчата.
Несмотря на это роман очень светлый! Тёплый, солнечный... Быть может ещё потому, что очень повезло с чтецом - Олегом Винярским! Его голос, нарочито медленный, с особыми наивными интонациями - для Лужина и милыми, очаровательными - для его супруги, лёг на повествование как нельзя лучше. И длинные-длинные-длинные набоковские фразы в его прочтении, как бесконечные переплетающиеся нити того тонкого полотна, через которое пробивается Солнце. Оттого и прикрепляю к отзыву одну из картин Лорана Парселье - как часть ассоциации. Обязательно буду знакомиться с произведениями Набокова дальше.
9382