Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Vita nostra: Работа над ошибками

Марина и Сергей Дяченко

  • Аватар пользователя
    Аноним12 октября 2021 г.

    Два в одном

    Прежде всего – искреннее сочувствие тем, кто ожидал «Работу над ошибками» как «Новые приключения Сашки Самохиной в Хогвартсе города Торпы». Нет, с приключениями здесь по-прежнему всё в порядке, но удовольствие от них можно получить только, если рассматривать их как исполненный на уровне высокого искусства фантик, в который авторы заворачивают определённую философскую концепцию. А вот концепция – за 15 лет, прошедших и в Торпе и на писательской кухне Дяченок – поменялась радикально (но иначе и писать продолжение не имело бы смысла).
    VN 1
    Концепция первой части ошеломляла сначала невиданным мною прежде естественнонаучным подходом к магии. В том смысле, что когда в темноте Гарри Поттер взмахивает волшебной палочкой (прибор такой) и восклицает Lumos!!!, то в соответствии с устройством и законами мироздания в нём (в мироздании) запускаются вполне определённые процессы, которые и приводят к желаемому результату без обращения к РАО ЕЭС России. Потому что реальный мир не исчерпывается наблюдаемой трёхмерной моделью с линейным временем в качестве четвёртого измерения – он гораздо сложнее; и чтобы уметь управлять происходящими в нём процессами студенты Института Специальных Технологий должны овладевать практически теми же знаниями и умениями, что и студенты МФТИ, только уже на совершенно другом уровне. И там, где МФТИшник научается лишь моделировать квантовые и космологические события, ИСТэшник обретает способность эти события генерировать. Если будет учиться тяжко, на пределе своих возможностей. Под это авторы подкладывали следующий, великолепно ими освоенный психологический слой (всё-таки Марина Дяченко – профессиональный психолог), где характеры молодых героев – и Сашкин прежде всего – проходят грубую и даже безжалостную огранку под контролем наставников и таинственного куратора. Это очень похоже на то, как если бы со всех доступных деревень Тибета в Лхасу свезли парней и девок, хоть сколько-нибудь способных воспринять учение будды Гаутамы, заперли их в монастыре, и под присмотром авторитарного настоятеля суровые монахи начали вдалбливать в головы не склонных к обучению отроков азы и премудрости тайных знаний. При этом ни о какой педагогике принципиально речь не идёт, потому как если отроки в обучении преуспеют, то сама открывшаяся панорама глубины и гармонии мироздания неизбежно нивелирует все обиды и трагедии, случившиеся на пути к обретению этого виденья. А если не преуспеют – виноваты сами, на каждого возлагалось по силам их, пусть и по максимуму. И они преуспевают, ведь платой за нерадивость будут поломанные судьбы родных и близких. И им действительно открывается реальная картина мира – «яркая, завораживающая и страшная» - в которой загадочное библейское «В начале было Слово» обретает конкретный смысл: существование Вселенной обеспечивается Речью – многоуровневой системой усилий изменяющих или стабилизирующих её. Избавиться от всего человеческого, которое мешает, держит и ставит границы, и стать частью Речи – это и значит получить диплом об окончании ИСТ. Финал первой книги – такой, что каждый читатель трактовал его по-своему – по сути означал, что мы не знаем – чем в действительности она закончилась. Я был склонен считать, что Сашка свой переводной экзамен может и не провалила, но явно облажалась, оказавшись не готовой к встрече с чудовищем – суть её вопиющим эгоизмом, которое она смогла лишь запереть, но не победить. Но та религиозно-философская концепция, которую Дяченки явили во второй части, потребовала пересмотра, можно сказать – работы над ошибками, именно в части интерпретации философского содержания первой VN.
    VN 2
    Вторая часть дилогии выставляет совсем другую диспозицию: Стерх, Портнов и Дим Димыч – не преподы и не монахи, они функции с ограниченным ресурсом на службе у Фарита Коженникова, а сам Фарит Коженников – не настоятель и не единый на всех всемогущий куратор, он – бог, бог, который и есть Речь, бог, для которого человечество – лишь источник тех, кого можно по качеству своему поднять до уровня Части Речи и использовать по назначению. По тому как он проявляет себя, он более всего похож на бога ветхозаветного – безжалостного и капризного, то ли играющего с людьми, то ли имеющего на них неясные виды. А вот кто такая Сашка? По первой книге она – глагол в повелительном наклонении. В финале выясняется, что она ещё и Пароль. Поэтому её попытка прозвучать на переводном экзамене проваливается – она не знает как прозвучать Паролем, не знает самого Пароля, не знает паролем к какому процессу она является. Собственно, поиску Сашкой того, каким должен быть этот пароль и посвящена «Работа над ошибками». И то, к чему она должна прийти (или не прийти – если не хватит душевных сил), Дяченки особо и не скрывают. И вроде исполненный драматизма перезапуск Сашкой Вселенной это подтверждает. Но вот что это означает по сути, проясняется неспешно уже после прочтения посредством переваривания (в голове).
    Не уверен, что именно это имели в виду авторы, но по сути перезапустив Вселенную на обновлённых принципах (под новым Паролем), Сашка осуществила то же самое, что и небезызвестная Личность две тысячи лет назад: дополнила Ветхий Завет Заветом Новым; не отменяя десяти предыдущих заповедей нивелировала их двумя новыми, гораздо более важными: Бог любит вас!, любите и вы друг друга!

    12
    306