Рецензия на книгу
Тигр! Тигр!
Альфред Бестер
Аноним9 октября 2021 г.Сам Альфред Бестер признавался, что при написании своего романа он вдохновлялся книгой "Граф Монте Кристо" и чуть ли не "списал" свой роман с этого произведения. Но, на мой взгляд "Тигр! Тигр!" вещь весьма самобытная и самостоятельная, несмотря на близость сюжетных ходов и определенных идей.
Надо сказать, что роман "Тигр! Тигр!" является логическим продолжением тех тем, которые Бестер затронул в "Человеке разрушенном". Это идея о пластичности человеческой психики, которая позволяет человеку меняться до неузнаваемости, а значит, мы можем исправить злодеев в лучшую сторону. В романе "Тигр! Тигр!" эта идея модифицируется в тему становления особых людей, сильных личностей - тигров, которые противопоставляются обычной толпе, нуждающейся либо в лидерах-руководителях, либо в том самом перевоспитании, взращивании психики, что позволит каждому человеку стать сильной самостоятельной личностью.
Здесь снова затрагивается тема телепатии, но если в "Человеке разрушенном" люди-телепаты находятся в фокусе повествования, то в романе "Тигр! Тигр!" эта тема, хоть и важна, потому что главный сюжетный узел без этой способности не смог бы ни завязаться, ни развязаться, тем не менее Бестер особого внимания на телепатии не заостряет, она ставится в один ряд с иными темами. В романе "Тигр! Тигр!" людей, обладающих телепатическими способностями разного уровня развития не так уж и много, в отличие от мира романа "Человек разрушенный", где, наверное, добрая половина людей смогла развить в себе способность читать чужие мысли. Но должна сказать, что та глава, где наш герой проводит время с единственным полным телепатом Марса, для меня в романе "Тигр! Тигр!" стала самой замечательной. Очень неожиданный и забавный ход Бестера мне очень понравился, поднял мое настроение и заставил меня улыбаться.
Но, помимо того, что было намечено Бестером в "Человеке разрушенном", в романе "Тигр! Тигр!" можно найти и иные интересные темы и моменты. Заметно, что "Тигр! Тигр!" представляет собой следующий шаг в творчестве писателя. Бестер расширяет масштаб действий, усложняет сюжет (в "Человеке разрушенном" он очень прост, а при прочтении романа "Тигр!Тигр!" у меня возникло чувство, что я читаю Сидни Шелдона от научной фантастики, - так велико было желание автора закрутить сюжет и поразить читателя его очередными поворотами), при этом Бестер избавляется от прямой нравоучительности и стремления все разжевать своему читателю, в романе "Тигр! Тигр!" нам, читающим, больше нужно будет думать самим. Также Бестер преподносит читателю новые идеи, любопытные с точки зрения именно научной фантастики.
И главная такая идея заключается в возможности джантации людей. Так в романе называется способность перемещения человека из одного места в другое, то есть речь идет о телепортации. Способность к джантации у разных людей разная, здесь большую роль играет вера, воля и намерение человека. Расстояния, на которые может джантировать человек, тоже не безграничны, люди в романе могут джантировать только в пределах одной планеты, джантировать в космос, между планетами и звездами пока не научился никто, также как пока никто не научился джантировать во времени. Но это только пока. И вообще-то об этом только пока мы и читаем в романе Бестера, где рядовой, заурядный человек Гулли Фойл взращивается до уровня большой и сильной личности, а потом взрывает собой пространственно-временной континуум. И, как я поняла, не знаю, верно это или нет, роман "Тигр! Тигр!" о том, что каждый из нас может сделать себя сам и взбудоражить мир по полной. Границы наших возможностей гораздо шире, чем мы можем представить.
Это были плюсы. Если говорить о тех моментах в романе "Тигр! Тигр!", которые лично мне не зашли, то они примерно такие же, как и в романе "Человек разрушенный".
Сюжет очень динамичный, он так и просится лечь в основу голливудского боевика. Для кого-то это плюс, но лично я, как человек, воспитанный в традициях русской классической литературы, больше люблю медленное повествование с многочисленными отступлениями в сторону житейский и философско-религиозных раздумий, детальных описаний природы, экскурсов в историю или науку. И то же самое в фильмах. С трудом воспринимаю быструю смену мельтешащих кадров. Поэтому такой нарочитый динамизм, который свойственен Бестеру не позволяет мне погрузиться в его роман, он проходит фоном, я, как читатель стою в сторонке и не могу войти в эту вселенную с головой.
А вот мне бы хотелось подробнее познакомиться с тем миром, который возник после открытия эффекта Джанте. Бестер, например, бросает мысль о том, что человеческое общество в отношении к женщине вновь вернулось к патриархальным устоям, викторианскому ханжеству, но подробным образом он эту идею не развивает, и по описанию героинь его романа не создается впечатления, что перед нами мир, где женщин закрывают дома и как-то сильно ограничивают, наоборот они очень активные и независимые.
Еще один пример. В романе говорится о том, что официальные религии находятся под запретом, но верующие-нелегалы продолжают свою подпольную деятельность. Все это очень интересно, но эта идея также бросается мимоходом и подробно автором не раскрывается.
Также действие романа происходит на фоне войны между внутренними планетами и внешними спутниками, но о деталях этой войны, ее подробных причинах читателю не сообщается. Сказано только, что она вызвана последствиями джантации. Как результат мир романа оказался недоработан, намечен некоторыми штрихами, но развернуто не описан.
И что самое главное. Язык! Эпитеты, метафоры, сравнения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. У Бестера сплошные односложные диалоги. Нет, в каких-то местах книги можно найти целый абзац текста из трех-четырех предложений. И в этих редких абзацах Бестер мне нравится гораздо больше, чем в рубленых глаголах из бесед героев книги. Я понимаю, что Бестер долгое время был сценаристом комиксов, он даже проводил эксперименты в области языка, что обнаруживается в романе "Человек Разрушенный". Но от романа лично я ожидаю иной язык, чем тот, который присутствует на страницах комиксов.
Вообще, это конечно, большая проблема у многих авторов жанра научной фантастики. Не у всех, но у многих. Интересный сюжет, любопытные идеи. Но вот именно художественного мастерства писателя как будто не хватает, чтобы вытянуть их на максимальный уровень, когда твое произведение бьет в самую душу, воздействует на эмоции читателя. В частности, Бестер. Он поднимает такое количество психологических тем, проблем, вопросов. На эти темы думать интересно, а читаешь - сухо, пресно, скучно. Главный герой такое становление себя переживает - а мне все равно, я по этому поводу ничего не чувствую. А о любовной линии я вообще молчу. Когда разные герои влюбляются друг в друга с первого взгляда и на втором свидании клянутся друг другу в любви - только глаза закатить хочется, ощущение какого-то абсурда. А ведь темы-то в романе затронуты серьезные.
В общем, Бестер - это автор, который заставляет о себе подумать. Я понимаю, что это не мой писатель, но чем-то его произведения меня все-таки трогают, потому что говорить мне о них хочется. Как генератор идей Альфред Бестер автор все-таки любопытный.
2279