Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вся жизнь впереди

Эмиль Ажар

  • Аватар пользователя
    Аноним3 октября 2021 г.

    Борьба за жизнь, как я имел вам честь

    Прежде чем писать о "Вся жизнь впереди", скажу, что у книги имеются два перевода на русский, и это очень важно, поскольку кардинально влияет на восприятие текста. Первый, более ранний, сделан В. Орловым, более близок к оригиналу и представляет собой прекрасный образчик изящной словесности. Второй, исполненный неким или некоей Л. Цывьян(ом), - это неуклюжая попытка уйти от иносказаний и эквилибристики смыслов и добавить тексту перца. Зачем, не совсем понятно, ведь фраза "эта женщина боролась за жизнь на площади Пигаль" звучит куда изысканее, чем топорное "работала проституткой". Да и у Ажара женщины в оригинале "se defendent" (защищаются, борются), а не банально продают себя. В таких недосказанностях и искажениях и кроется во многом прелесть книги.

    Суть сюжета такова: живёт себе в парижских трущобах начала 1970-х годов арабский мальчик Мухаммед (Момо) - сын проститутки и Аллах знает кого. Присматривает за ним и за ещё с полдюжины детей дошкольного и школьного возраста самых разных национальностей и вероисповеданий старая больная еврейка мадам Роза, пережившая Освенцим и, как и матери её подопечных, когда-то боровшаяся за жизнь на просторах от Магриба до Франции. Дети не ходят в школу, их вообще официально вроде как и не существует, т.к. проституткам в 1970-х можно было иметь легальный заработок, но не полагалось иметь детей. Полу- и нелегальное окружение импровизированного детского дома состоит из смешения самых разных народов, племён, языков и культур. Здесь и африканцы с тамтамами и обрядами изгнания злых духов, и арабские старцы в обнимку с романом Виктора Гюго, и еврейские врачеватели, и бог весть как попавшие в эти трущобы легальные французы, которым можно подложить под дверь труп скоропостижно скончавшегося, поскольку только они могут себе позволить вызвать полицию без последствий для самих себя.

    Эта книга зацепила меня глубоким психологизмом и мастерской передачей через незначительные детали, в том числе игру с языком, восприятия мира малообразованным ребёнком 10-14 лет. Парнишка описывает не самую приятную сторону жизни - грязь, нищету, наркоманию, преступность, проституцию, но через призму немного наивного взгляда на мир это порой кажется забавным, где-то - откровенно смешным. Ажар критикует современное ему общество, показывает его нелицеприятную изнанку, одновременно демонстрируя, что даже на самом дне люди способны как-то выкручиваться, помогать друг другу, оставаться людьми, искать светлые стороны даже там, где надо бы плакать. Чего стоит уморительная ситуация с присланным мадам Розе похоронным венком (первые цветы на дом в её жизни) или по ошибке вколотым ей вместо лекарства героином, который наркоман приберегал для себя любимого.

    А ещё Ажар очень хорошо рассказывает через Момо о том, насколько ненормально и неестественно разделять людей по цвету кожи, национальности, вероисповеданию. Ведь все же люди, все равны. И даже бывший чемпиона по боксу сенегалец-трансвестит мадам Лола мог бы быть, вопреки задумке природы, куда более хорошей матерью подопечным мадам Розы, чем их биологические родители. И не важно, болтается у него там что-то между ног или нет, считает ли он себя мужчиной или женщиной. Важно, как он относится к другим людям. И в целом это книга о любви к ближнему. О странной, порой очень исковерканной, но любви, которая помогает продержаться в этом не самом гостеприимном мире.

    14
    985