Рецензия на книгу
Patria
Fernando Aramburu
lustdevildoll30 сентября 2021 г.Из тюрьмы когда-нибудь да выходят. Из могилы не выходит никто и никогда.
Невероятная, потрясающая книга, заставляющая думать о многом, и несмотря на большой объем, прочиталась влет, не хотелось расставаться с героями, эти два дня я жила с ними в этом безымянном поселке на севере Испании на протяжении тридцати лет, и следила, как протекают годы их жизни до и после страшного события, изменившего все.
Стоит признаться, что я как глобалист и стопроцентная горожанка до чертиков ненавижу весь этот местечковый национализм, когда люди не хотят носа казать за пределы родной провинции и все там, в большом мире, кажется им враждебным. Они культивируют в себе исключительность, хотя по сути это голимые сельские понты, и в современном мире такой пещерный национализм - символ отсталости. Хорошо, что и ИРА в Ирландии, и ЭТА в Испании уже остались в прошлом как атавизмы двадцатого века, однако же сколько жизней они унесли и сломали во имя бессмысленных лозунгов и недостижимых идеалов. В романе как раз глубоко препарируется жизнь двух семей, попавших в орбиту деятельности ЭТА - организации баскских националистов, выбравшей для своей борьбы террористические методы. Семьи долгое время дружили, у отцов были общие интересы в виде игры в карты и поездок на велосипедах, матери были задушевными подругами, дети тоже общались. Семья Чато и Биттори была более зажиточной, так как Чато владел собственной транспортной компанией, а его друг Хошиан работал на заводе, однако дружбе это не мешало, да и Чато не считал зазорным купить мороженого всем детям, а не только своим, например. Да, поводы для зависти были, однако жить не мешали.
И вот старший сын Хошиана и Мирен Хосе Мари в двадцать с небольшим лет примкнул к боевикам ЭТА. До этого, еще подростком, он принимал участие в шествиях, кидался коктейлями Молотова в государственных гвардейцев, вешал дома плакаты с известными сепаратистами, читал их литературу. Обработка будущих боевиков везде ведется одинаково - что в Стране Басков, что у нас на Кавказе, примерно вот так, с поправкой на реалии. Здесь тоже, конечно же, есть священник, который проповедует джихад во имя вечной жизни и свободы народа, сам при этом никакой активной террористической деятельности, окромя засирания голов молодым парням, не ведущий. Есть владелец корчмы, которая известна как место сбора террористов, но власти не предпринимают особых усилий накрыть это осиное гнездо. И террористы, и власти работают точечно - одни совершают убийства отдельных людей, другие ловят отдельных преступников, и это могло бы продолжаться бесконечно...
ЭТА нужно откуда-то брать деньги на оружие, тайники, изготовление пропагандистских материалов, схроны и т.д., и в этих целях они доят местных бизнесменов. Не избегает такой участи и Чато - ему приходит письмо с требованием сделать пожертвование ЭТА на крупную сумму. Он платит, но не проходит и месяца, как приходит второе письмо: террористы требуют в десять раз больше денег. Такой суммы у Чато нет, да и вообще, хоть он и владелец транспортной компании, но бизнес не печатает деньги - ему нужно платить налоги, зарплаты, закупать новую технику, обслуживать старую, тратиться на топливо и т.д., дополнительные поборы в таком размере просто пустят его по миру, предприятие закроется, сотрудники из числа местных потеряют работу. Но кого это волнует? Все чаще на домах в поселке появляются оскорбительные надписи, работники по наущению ЭТА бастуют, соседям в уши льется черный яд о том, что буржуи жируют на трудящихся, и вот уже с детьми Чато никто не общается, а его жене отказывают в обслуживании в лавках. Семья задумывается о переезде в город и даже покупает там квартиру, но не успевает - в дождливый день в поселке звучат выстрелы.
Двадцать с лишним лет спустя Биттори решает вернуться обратно в поселок. Она смертельно больна, и на пороге смерти хочет одного: чтобы убийца попросил прощения. Но убийца ли Хосе Мари? И есть ли шанс, что его мать, тоже пораженная вирусом национализма, что-то поймет, отринет гордыню и повинится перед бывшей подругой? Прошедшие годы сильно повлияли на обе семьи, и на семью жертвы, и на семью убийцы. Сын Чато Шавьер, врач, так и не женился, чувствуя своим долгом присматривать за матерью. Дочь Чато Нерея выучилась, сделала карьеру в налоговой, живет с мужем в полуоткрытом браке, но у нее нет детей. Сын Хошиана и Мирен Хосе Мари отбывает в тюрьме пожизненный срок, дочь Аранча, единственная, кто после убийства повел себя порядочно, осудил ЭТА и их зверства, вышла замуж, стала матерью двоих детей, но именно ее поразила тяжелая болезнь, в результате чего она была вынуждена собирать себя заново по кусочкам, снова перебравшись в родительский дом, а третий сын Горка, с детства любивший чтение больше всего остального и тоже осуждавший насильственную борьбу, стал писателем и радиоведущим. Мне импонировали его мысли о том, что нация немыслима без культуры, которая не местечкова, а способна волновать умы по всему миру, задавать тон и влиять на сознание. И сильнейший эпизод был на встрече жертв террористов, куда пришел безымянный писатель и произнес проникновенную речь (думаю, что в этом персонаже автор изобразил самого себя). Но самой для меня запоминающейся стала 70-я глава, где потрясающий монолог произнес человек, от которого такой глубины мысли не ждали - мясник Хосечо, чей сын тоже был боевиком и при невыясненных обстоятельствах то ли покончил с собой, то ли был убит... Плохо, что хорошая мысля приходит опосля - на месте родителей нужно было думать о своих детях тогда, когда они вступали в боевое крыло ЭТА, а не когда они уже гниют в тюрьме или в могиле.
Одна из лучших книг, прочитанных в этом году.
64874