Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Бел Кауфман

  • Аватар пользователя
    rosya5 февраля 2013 г.

    Судя по восторженным отзывам, я в меньшинстве. Меня книга не тронула, хотя я учусь на преподавателя английского языка и зарубежной литературы.


    Пришлось ввести в роман молодую учительницу идеалистку, которая бунтует против всего мертвящего и уничтожающего человеческое достоинство, что есть в школьной системе, и хотя бы штрихами обозначить жизнь ребят вне школы.
    (предисловие, Бел Кауфман)


    Инициативная идеалистка - так характеризует главную героиню автор.
    Я же увидела неопытную учительницу, мисс Баррет, которая просто тонет в канцелярских записках и циркулярах и в перерывах между этим ведет уроки языка и литературы. Она и не думает кардинально менять систему образования, все что ей нужно - несколько стульев и оконный крюк.
    По правде говоря, если бы она была такой самоотверженной идеалисткой, как этого хотела автор, можно было бы самой закупить несколько цветных карандашей и не дергать по этому поводу мистера Макхаби. Да, мисс Баррет хотела что-то изменить, даже пришла в столовую посмотреть, как там обстоят дела. А толку? Разрешила ученикам взять стулья из учительской столовой, а в итоге дети перевернули все с ног на голову (чего стояло ожидать), а дисциплину опять пришлось восстанавливать мистеру Макхаби.
    Я считаю, что единственным существенным достижением главной героини была заинтересованность учеников в ее предмете. Да, некоторые дети открылись, кто-то изменил взгляд на мир, кто-то поменял отношение к образованию - это говорит о ее хороших взаимоотношениях с классом, умении найти подход к детям (а это немалый плюс). А так всё осталось по-прежнему: разбитые окна, сломанные двери и горы бумаг...
    Все эти записки, письма кажутся крайне неправдоподобными. Характеры детей (и, кстати, всех без исключения учителей) слишком прямолинейны: их сообщения однотипные, а поведение легко можно предугадать. В конце книги писательница хочет показать: смотрите, они изменились, они хотят, чтобы я осталась, я им нужна! Но все эти записки в больницу кажутся нелепыми, штучными, лишенными жизни. После таких признаний учеников мисс Баррет внезапно стает светочем знаний, идеалом учителя, носителем истины. И теперь, когда она заработала признание детей, она готова к новым трудностям своей нелегкой профессии.
    Аплодисменты!
    Занавес!

    Тяжело назвать это классическим произведением о педагогике - в нем мало жизни.
    Идея книги хороша, а вот исполнение крайне неудачное. А потому читайте лучше Макаренка - вот где описаны реальные теория, практика и результат!

    12
    56