Рецензия на книгу
Keeperen og havet
Maria Parr
Аноним27 сентября 2021 г.Про сложности взрослых и детей и немного про море
Хорошая детская или подростковая книга всегда должна быть интересна взрослым. "Вратарь и море", несомненно, именно такова.
И пусть читателей не обманывает якобы простой язык, которым рассказывается история жителей бухты Щепки-Матильды. Язык повествования, действительно, немного упрощён. Предложения по преимуществу не очень длинные, пестрят большим количеством разговорных слов, междометий. Но не нужно забывать, что эта речь принадлежит Трилле, 12-летнему мальчику. Именно через его речь мы воспринимаем всех героев и события, с ними происходящие. Отсюда некоторая неровность повествования, отрывочность и кажущаяся упрощённость. И правда, каким ещё языком можно рассказать о столь сложных событиях и движениях души героев?
В том, что сама по себе книга совсем не простая, сомневаться не приходится. У скандинавской литературы вообще есть склонность к открытости, честности и определённой смелости в описании человека и способа его бытования в мире. Взрослые у Марии Парр никогда не идеальны, но они умеют разговаривать с детьми о главном и подбирать нужные слова. Не случайно Марию Парр называют преемницей Астрид Линдгрен (которая, кстати сказать, тоже не боялась серьёзно говорить с детьми и вообще не боялась ставить своих персонажей-детей в острые ситуации).
Лена Лид и Трилле теперь подростки (мы помним их ещё детьми по книге "Вафельное сердце"). Лена - яркий персонаж, но при этом и очень сложный. Она совершенно невыносима, неудобна, взбалмошна. Трилле не всегда хорошо с ней. Сам-то он совсем другой - воплощение пресловутого скандинавского уюта. Лена же - это бурное море, вечное бурление, непостоянство, как будто другая сторона Скандинавии с её жёсткостью и резким климатом. Море для Трилле - это такая привычная декорация жизни, это часть семьи: дед-рыбак, бабушка Ингер, чей отец - смотритель маяка. Для Лены же море является приключением (вспомнить только тот самый плот, на котором вышли в море Лена, Трилле и Биргитта). Кстати, и бежит она на остров именно по морю в лодке, предназначенной для Трилле, в ключевой для её юной жизни момент. Однако Лена и Трилле - друзья. Ведь друзьями могут быть очень непохожие друг на друга люди.Интересно, что несмотря на присутствие моря в книге и на большое количество опасностей, эта повесть не является приключенческой. На самом деле это очень уютная, традиционная книга. Не случайно герои живут в циклическом мире (части повести построены как чередование времён года). Каждый из персонажей глубоко укоренён в свой род, семью. В целом Мария Парр в меру сентиментальна, мягко направляя нас в сторону наиболее ценных чувств и переживаний. Во "Вратаре и море" пленяют взаимоотношения героев: естественные, умные, искренние, живые. Большое внимание уделено старшим членам семьи, живым или уже ушедшим из жизни, прошлому, родным местам. Бабушка Ингер не появляется на страницах книги как таковая, но мы всё равно воспринимаем её как полноценного героя повести. Поэтому Лене так важно иметь младшего братика и так важно стать настоящей дочерью для Исака, её приёмного отца. И потому так выбивается из этого мира Биргитта. Во-первых, в неё влюбляется Трилле. И это похоже на авантюру, но совсем не в духе весёлых авантюр Лены. С Биргиттой как бы приходит большой и непонятный мир: вегетарианство, жизнь в Африке, папа-писатель, классическая музыка. Возможно, это может быть будущим Трилле, но его настоящим это пока не является.
В Марии Парр пленяет та честность, с которой она рассказывает о детях. Трилле боится выступать перед классом, боится за здоровье своей мамы, злится на себя, на других. Но это и великое утешение для многих подростков или даже взрослых людей. При этом, как говорит Лена, он лучше всех остальных. И это правда.
Всё-таки Лена чрезвычайно хорошо разбирается в людях!
18371