Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мертвое море

Жоржи Амаду

  • Аватар пользователя
    Аноним23 сентября 2021 г.

    Рождение прекрасной легенды в декорациях безысходности

    Это второй роман, прочитанный мной у Жоржи Амаду, и я могу сказать, что в восторге от его стиля. А от этого романа едва ли не больше, чем от «Доны Флор и двух её мужей». Это настоящая баркарола, переросшая в симфонию: ритмически выдержанная, со множеством мелодических линий, звучащих то соло, то сливаясь в аккорды, главной темой, что всё это объединяет, и неожиданной кодой в конце. И на фоне этой симфонии развивается действие, за которым следишь с самым глубоким сопереживанием: ведь в прибавшейся к музыке балетной сценографии, проходит вся жизнь, короткая, но вбирающая в себя всё: музыку и страсть, страдание и счастье крохотного приморского уголка, который вполне мог быть облюбован всемогущей богиней, несмотря на весь мир к её услугам.

    Здесь мы спускаемся из верхней респектабельной Баии к её портовой части, где обитают докеры и грузчики, лодочники и водители шлюпов, перебивающиеся случайными фрахтами и едва сводящими концы с концами, женщины, удел которых ждать, заранее смиряясь с неминуемой гибелью своих мужчин. Но их тяжелейшая жизнь не воспринимается ими беспросветной. Зачем, легче что ли будет от этого? Или, может ждать чуда, как стареющая учительница дона Дулсе, которой лишь на пару месяцев доводится обучать этих детей моря грамоте, после чего, удовлетворясь азами, они, как и поколения и поколения до них, посвящают морю весь свой потенциал без остатка? И моряки находят радикальное решение: они не проклинают нищенское, не смотря на постоянную опасность, существование, но и не впадают в другую крайность, романтизируя его. Они его МИФОЛОГИЗИРУЮТ! И они становятся равным богам, ведь и сами боги рождены той самой Богиней Пяти Имён, для которой все они тоже дети, а после неминуемой гибели мужья, отправляющиеся в свите богине к самым экзотическим берегам. Потомки португальцев, индейцев и негров в их всевозможных комбинациях они зовут её Иеманжей, Жанаиной, Инае, царицей Айока или просто Марией, потому что красиво. Многие становятся мертвыми или живыми легендами: благородный разбойник Скорпион, ставший созвездием; Шико Печальный, уплывший к неведомым Землям без Конца и без Края, самая храбрая и нежная Роза Палмейрао с ножом за поясом и кинжалом на груди, - много легенд хранит в памяти старый Франсиско...

    Рождение одной из таких легенд и служит основным сюжетом романа, история жизни Гумерсиндо, называемый Гумой и под этим именем оставшийся в фольклоре, его взрослении, его великой любви к прекрасной и верной Ливии, его отважной смерти. Ни к чему пересказывать историю Гумы, лучше доверить это сеу Жоржи с его певучим языком, повторяющимися подобно волнам образами, с каждым наплывом предстающими в новом ракурсе, играющими другими красками и накрепко заседающими в самой душе слушателя. Слушателя, готового раз за разом выслушивать полюбившийся сюжет или внимать уже вошедшим в кровь звукам грустной песни моря...

    Отдельно меня покорили иллюстрации к этому изданию: свободный полёт кисти, обмакнутой в тушь; лаконичная пластика чёрных мазков, заставляющая переплетаться полутона и выделять контрасты, - идеально работает на образ в соответствие с духом такой замечательной книги.


    48
    833