Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы

Мишель Фуко

  • Аватар пользователя
    Аноним23 сентября 2021 г.

    Самая скучная книга в жизни

    Слишком очевидные вещи, но весьма сложно написанные. Действительно, власть ужасами и насилием подтверждает то, что ждёт тех, кто пойдёт против неё


    Публичную пытку следует понимать не только как судебный, но и как политический ритуал. Даже во второстепенных случаях ее применения она принадлежит к церемониям, посредством которых власть показывает себя.
    Стало быть, право наказывать как часть права государя воевать со своими врагами покоится на «праве меча, на абсолютной власти над жизнью и смертью подданного, которая в римском праве называется merum imperium[69]. На праве, в силу которого государь заставляет исполнять свой закон, приказывая покарать за преступление»[70]. Но наказание есть также способ, каким добиваются возмездия одновременно личного и государственного, поскольку физическо-политическая сила государя в каком-то смысле присутствует в законе: «Из самого определения закона понятно, что он должен не только защищать, но и мстить за неуважение к себе путем наказания тех, кто посягнул на него»[71]. В исполнении обычнейшего наказания, в строжайшем соблюдении юридических форм действуют активные силы мщения.

    Да ладно, а мы и сами не знали, что власть таким образом запугивает всех тех, кто идёт против неё. Что правда? Спасибо, кэп


    ... но распределялась по однородным кругам, могла действовать повсюду и непрерывно, вплоть до мельчайшей частицы социального тела[147]. Реформу уголовного права до́лжно понимать как стратегию переустройства власти наказывать в соответствии с модальностями, которые делают ее более упорядоченной, более эффективной, постоянной и детализированной в своих проявлениях, словом – увеличивают эффективность власти при снижении ее экономической и политической себестоимости (отделяя ее, с одной стороны, от системы собственности, купли-продажи, подкупа для получения не только должностей, но и самих приговоров, а с другой – от произвола монархической власти).

    Да ладно? Ведь очевидно, что буржуазия поставила всё на конвейер... Наказание и убийство тоже. Человек стал товаром и уничтожать его в следствии негодности нужно быстрыми методами, не расстрачивая ресурсов. Весь буружазный строй до ужаса прагматичен и не тратит зря времени и сил на смену механизмов - ничто в нём не важно, как деньги и всё утилизируется как можно быстрее... Да даже мои рассуждения куда внятнее. Зачем мне тратить столь много времени на эти душные и притянутые рассуждения...
    Ряд банальностей, которые безумно усложненны абсолютно не нужным образом. Плюс Фуко, как и другие философы XX века пытается облачить свою интеллектуальную усредненность в нечто высокое и мудрое. На деле же, он думает о тех вещах, о которых и думать никто не будет. Всё куда проще объяснимо. Ещё философам XX века свойственно мыслить оторвано от условий и рядом своих домыслов обосновывать несуществующие процессы в их голове.


    Правило достаточной идеальности. Если мотивом преступления является ожидаемая выгода, то эффективность наказания заключается в ожидаемой невыгоде. Поэтому «боль»[170], составляющая сердцевину наказания, – не столько действительное ощущение боли, сколько идея боли, неудовольствия, неудобства, – «боль» от идеи «боли». Наказание должно использовать не тело, а представление. Или, точнее, если оно использует тело, то не столько как субъекта, переживающего боль, сколько как объект представления: воспоминание о боли должно предотвратить повторение преступления, точно так же как зрелище, сколь угодно искусственное, физического наказания может предотвратить распространение заразы преступления. Но не боль как таковая является инструментом техники наказания. Следовательно, надо по мере возможности избегать торжественных эшафотов (за исключением тех случаев, когда требуется действенное представление). Тело «выпадает» как субъект наказания, но не обязательно как элемент зрелища. Упразднение публичных казней, которое при возникновении теории получило лишь лирическое выражение, теперь может быть выражено рационально: максимальное значение надо придавать представлению боли, а не телесной реальности ее.


    Как думаете, кто в жизни думал об этом, кроме этого персонажа? Не думаю, что будет большой список.

    Весьма удивлён, что у этой книги столь высокая оценка и много восторженных отзывов. Я лично думаю, что такую тягомотину читать абсолютно невозможно - самая скучная книга в моей жизни.

    9
    1,9K