Рецензия на книгу
Розанна
Пер Вале, Май Шеваль
Аноним21 сентября 2021 г.Производственный роман Или Бытовуха в шведском стиле
Чем классический роман Золотого века детективов отличается (в лучшую сторону) от "Розанны"? Тем, что само преступление в таком детективе служит триггером, точкой для последующей активной деятельности героя-сыщика с возможностью вовлечения в логическую игру читателя. Тут несколько ключевых моментов. Во-первых, сыщик активен и заинтересован в скорейшем результате (да, это идеализировано, зато дает динамику сюжету). Во-вторых, помимо результата, важен и процесс с сопричастием, есть возможность поучаствовать в разгадке и читателю, некий вызов и литературная игра, что тоже не дает скучать. Все это прекрасно, по сути составляет для меня основную прелесть от таких сюжетов. Как вы, наверное, уже догадались, именно этого и нет в "Розанне". А что же есть? Есть именно безэмоциональный рассказ о рутинной работе полиции Стокгольма на примере конкретного преступления, где расследование - не самоцель, а тот самый образ, пример данного вида деятельности. Это отрезвляет, показывает настоящую, скучную, иногда - тупиковую работу по поиску жемчужин в навозе, но как же это скучно читается... Поэтому герои не слишком лучатся энтузиазмом, у них это работа "от забора и до обеда", а дома быт, семья и обычные сложности взаимоотношений. Поэтому же настроение книги - сероватое и далекое от адреналиновых и зрелищных штучек, полное нудной бумажной работы и банальных допросов всех и обо всем. Да, можно понять зачем приведено столько вопросов к разным свидетелям - ведь нужно узнать многое и неизвестно что именно из полученной информации поможет и "выстрелит". Но для чтения литературного произведения, такой массив бесполезной и бессмысленной информации, несомненно напрягает и даже обижает - зачем это мне знать как читателю, чем эта информация будет полезна для развития этого конкретного сюжета? Зачем мне к примеру знания сколько оргазмов получала убитая со своим партнером (да и зачем это знать полиции, я на самом деле тоже не поняла, тем более, что это всего лишь его слова и представления о тех самых оргазмах, разве что увидеть его реакцию на подобные вопросы). Убитая барышня, к слову, была прогрессивных (передовых в то время, это несомненно) взглядов на отношения и ее жизненные перипетии мы потихоньку вместе в героями узнаем, хотя портрет все же мне показался однобоким, однако ж преступление раскрыто - чего же более желать? Интересно, авторы нарочно будто бы противопоставляли свободную жизнь убитой (раскованную, вольную и по своему выбору) и подневольную (несвободную, нелюбимую и унылую) жизнь расследовавшего ее смерть сыщика? Буквально акцентируют на это внимание, на мой взгляд - и интересно в этом случае смотрятся выводы такого сравнения)) В целом мне книга не понравилась и я много раз подумаю, прежде чем решиться на чтение продолжения цикла.
38292