Рецензия на книгу
Воскресение. Рассказы
Лев Толстой
Аноним20 сентября 2021 г.Люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло...
Я ли сумасшедший, что вижу то, чего другие не видят, или сумасшедшие те, которые производят то, что я вижу?Мне теперь даже как-то странно и жалко, что творчество Льва Толстого мы прежде всего знаем по "Анне Карениной" и "Войне и миру". А роман "Воскресение" как-то в стороне, и я вот тоже до него добиралась долго.
А ведь какая глубочайшая и важная книга! Это роман о той самой одной отбившейся от стада овце, возвращение которой радует пастуха больше, чем 99 не отбившихся.
Кратко о сюжете:
Князь Нехлюдов, в качестве присяжного участвуя в судебном процессе над проституткой, узнает в подсудимой девушку, которую он в юности соблазнил и бросил. Вынесенный ей приговор и чувство вины перед Катюшей Масловой совершают сильнейший переворот в душе Нехлюдова. Решив следовать за девушкой по этапу на каторгу, Нехлюдов переживает воскресение своей души и открывает заново многие жизненные истины.
Эта история основана на реальных событиях, более того, Толстой сам отправлялся с заключёнными в Сибирь, чтобы изучить тюремный быт (почитайте в Википедии, очень интересно). Роман, начавшийся так драматично, раскрывается в дальнейшем как остро социальное и глубоко философское произведение, возвращающее читателя к простым христианским истинам.
Мы пройдем вместе с Нехлюдовым его путь к воскресению, мы увидим, как его исцеленная душа окажет целебное воздействие и на душу Катюши. Мы увидим, сколько добра может сделать один человек другому, только если у него возникнет желание.
Вместе с Нехлюдовым, словно по кругам ада, мы будем проходить из одной зловонной камеры с арестантами в другую, будем видеть мучения безвинно и за дело осуждённых людей: мужчин, стариков, женщин, женщин с детьми и даже беременных женщин. И мы будем искать ответ на сложнейший вопрос: есть ли среди нас хоть один невиновный и имеем ли мы поэтому право судить друг друга? и кто больший преступник: те, кто в камерах, или те, кто их туда заключает?
Я мысленно спорила с Львом Николаевичем, а как же быть с истинными злодеями, не наказывать?! Что же тогда будет, если убийцы и воры останутся на свободе?! Мы увидим всю несостоятельность института суда и законодательства и с мирской, и с духовной точки зрения. И даже учтя все усовершенствования этих сфер в наши дни, все равно признаем их инвалидность. А пенитенциарные учреждения, думаю, так и вовсе не много изменились. Ведь не меньшие преступники сидят на судейских креслах и занимают высокие посты, делая вид, что трудятся на благо справедливости и простых людей. А обстановка тюрем вовсе не способствует исправлению человека, а зачастую наоборот - развращает его и прививает дурные привычки.
Всё дело в том, что люди эти признают законом то, что не есть закон, и не признают законом то, что есть вечный, неизменный, неотложный закон, самим Богом написанный в сердцах людей.Толстой указывает нам путь примером Нехлюдова, но, на мой взгляд, это утопия, для достижения которой, каждый из нас должен пройти путь князя. Не в смысле наразвратничать, а потом устыдиться (хотя чаще всего так и вышло бы), а оглядеться вокруг на творящееся зло и беззаконие, вспомнить самые первые заповеди и прежде всего начать с себя. Для этого даже в Бога верить не обязательно. Но все же как это сложно и выполнимо ли?...
34131