Рецензия на книгу
Острие бритвы
Сомерсет Моэм
Lyana_Knizhkina1 февраля 2013 г.Вроде бы уже шестое его произведение прочитала, не считая многочисленных рассказов, но многое в этой книге было для меня впервые («Моэм» и «впервые» будут здесь часто встречаться).
Моэм в каждом произведении один и тот же и одновременно никогда не повторяется. Здесь впервые сюжет – нет, не повторился - вызывал постоянные ассоциации с другой книгой, с романом «Луна и грош»: при больших различиях в судьбах и характерах Ларри и Стрикленда между ними можно провести очень много параллелей. И я затрудняюсь с формулировкой «о чём эта книга»: о поисках смысла существования, о судьбах нескольких людей, об их стремлении устроить свою жизнь так, как мечтается… как-то так.Обычно у Моэма есть один-два явно выраженных главных героя. Здесь я не могу выделить одного Ларри, обыкновенного американского парня, вернувшегося с войны, и отныне делящего жизнь на «до» и «после», и теперь ищущего смысл в жизни. Это и Эллиот, американец, живущий в Париже, стремящийся достичь места и прочного положения в высшем свете. Это и Изабелла, поставленная перед выбором между любимым человеком и удобной жизнью. И другие персонажи, достойные отдельного рассказа. Да и сам Моэм здесь не обезличенный рассказчик, а полноценный участник событий.
Американцы и французы – частые персонажи произведений Моэма. Но впервые так много и подробно он говорит об их взаимоотношениях, и между нациями, и между отдельными их представителями (мне всегда было интересно, почему противостояние США-Франция, а не США-Англия? Специально вопрос не изучала, пока только случайные находки). В американских фильмах о французах есть одна забавная деталь: американцы такого же мнения о французах, как русские об американцах (подразумеваю общую явно выделяющуюся тенденцию и никого не имею в виду в частности). Это отношение проскальзывает и в книге. Французы же не остаются в долгу и отвечают взаимностью.
Вообще здесь интересен срез американского общества на примере отдельных его представителей. Когда произошел перелом в сознании европейцев и самих граждан США, эта смена отношения к Штатам от колонии к действительно самостоятельной мощной державе? Как и когда появилось это такое распространенное, такое сложное и не всегда понятное даже самим его носителям чувство - смесь зависти и презрения – к американцам? Точного ответа в этой книге нет, но для меня ситуация стала проясняться.Еще впервые так много посвящено теме религии. Моэм говорит (говорит или кого-то цитирует?) о вере, о Боге на грани (на грани ли?) богохульства. Он задает вопросы, способные заставить задуматься о своих убеждениях, очень логичные вопросы. Кто принимал веру во взрослом возрасте, тот поймет, почему я обращаю внимание на такие моменты.
Ранее я воспринимала Моэма как бесстрастного копателя и изучателя чужих душевных глубин: найдет любопытный экземпляр, ловко и точно препарирует его, рассмотрит со всех сторон и поместит без наклеивания оценочного ярлыка в собственную коллекцию – любоваться самому, да и нам показать. В «Острие бритвы» он страстен, он предвзят, и это тоже любопытно, будто он и себя выставляет на обозрение читателям.
Еще о Моэме; почему я поставила четверку; возможны другие спойлеры
Впервые я увидела автора таким чувственным. Сколько ранее он ни описывал чувства мужчин и женщин, даже от первого лица, это всё звучало как красивое изложение фактов без участия личных чувств: он был бесстрастен даже в своем автобиографическом «Бремени страстей человеческих», описывая неодолимое влечение к девушке, и в своем мистическом «Маге», книге о колдовской любви. Но здесь, описывая далеко не главного героя, обыкновенного мальчишку, спортсмена-студента, он изъясняется с такой страстью, со страниц несло таким вожделением, что (верите?) я покраснела и еле сдержалась, чтобы не зажмуриться (в пустой комнате, наедине с книгой это было бы уж слишком странно), будто случайно застала кого-то за очень интимным занятием. Две мысли возникли одновременно. Во-первых, я вспомнила, что писали об истинной Моэмовской сексуальной ориентации, – и это впервые не вызвало у меня неприятных ощущений. Во-вторых, мне вдруг показалась убедительной вызывающая когда-то недоумение фраза: «По-настоящему красоту мужчины может описать только другой мужчина». Почему такая реакция? А всё потому, что строки, вызвавшие во мне такой шквал эмоций, были написаны кра-си-во, и ничего отвратительного.Еще одна черта Моэмовских произведений здесь отсутствовала: открытый финал. В «Острие бритвы» он почти каждому персонажу раздал по заслугам и по характеру полагающиеся дары. Не счастье, потому что Моэмовские персонажи обычно счастьем «не страдают», а покой и то, что каждый себе желал и к чему стремился.
Почему же звезды только четыре? За неожиданные от Моэма двойные стандарты. Женщина продажна, потому что выбрала в мужья любящего богача вместо любимого-бродяжки. Зато мужчина, по словам автора в конце, – идиот, потому что добровольно отказался от богатства и пожелал прожить оставшуюся жизнь на скромную зарплату. И как-то это было настолько несправедливое отношение к женщине со стороны Моэма, особенно учитывая все обстоятельства, что восторженное впечатление от книги помутнело и скисло. Потом он исправился и снова стал честным, но осадок-то остался.
1566