Рецензия на книгу
The Priory of the Orange Tree
Samantha Shannon
Аноним17 сентября 2021 г.Он попал в кошмар. В Искалине оживали бестиарии и старые сказки.Мне всегда сложно оценивать книги, достоинства которых я отчетливо вижу и понимаю, но не приемлю текст по каким-то сильно субъективным причинам.
"Обитель" кошмарила меня своим бестиарием и старыми сказками больше трех недель, с перерывом на нового Кинга и религиозный псевдодетектив. Эти 800 страниц порой начинали меня душить: я задыхалась от пышности слога, обилия описаний роскошной еды, нарядов и интерьеров, тонула в медлительных, словно вязких, водах повествования.
Однако к финалу стало ясно, что книга феноменальна даже в большей степени, чем "Опиумная война". При во многом схожих героях, мотивах и настроениях, она создает гораздо более объемный и сложный мир, затрагивает больше важных тем и не комкает финал судеб значимых персонажей (хотя и обозначает кое-что лишь намеками). Проблема в том, что эта история сложна - во всех смыслах, от балансирующей на грани графомании формы подачи до многоплановости и непривычного темпоритма. И эта сложносочиненность рискует отвратить от романа немало потенциальных читателей.Повествование ведется с точки зрения четырех рассказчиков, местоположение которых обозначается в начале каждой новой главы наименованием нужной части света.
На Востоке нас встречают Тани (амбициозная сирота, которая готовится вступить в прославленную Стражу Бурного Моря) и Никлайс Рооз (алхимик, сосланный на край света за обман западной королевы), на Западе - Эда (одна из многих камеристок королевы Сабран IX, засланный казачок из загадочной южной секты, наделенной магическими силами) и Лот (аристократ, сумевший стать близким другом и Эде, и Сабран, за что и отправленный тайной службой с глаз долой из сердца вон - поработать шпионом в соседнем, крайне опасном государстве).
Каждый из главных персонажей не раз продемонстрирует присущую Избранным в фэнтези жизнестойкую изворотливость, но смягчит эти достижения многими моральными метаниями, эпизодами отчаяния и душевной боли, толкающими на не самые красивые поступки. Благодаря этому герои будут выглядеть достаточно сложными, хотя и не всегда приятными.Интрига истории кроется в запутанной мифологии описанного мира.
Придерживающиеся разных обычаев и религиозных верований Запад и Восток разделены множеством формальных, исторически сложившихся правил, но сходятся в ненависти к Безымянному - чудовищному огнедышащему дракону, пытавшемуся уничтожить мир и усыпленному тысячу лет назад. С тех пор Запад поклоняется королевскому роду Беретнет, якобы приложившему руку к упокоению чешуйчатого, и ненавидит всех драконов скопом. Восток, напротив, терпеть не может западных соседей за то, что они приносят на их земли оставшуюся после чешуйчатого драконью чуму, и поклоняются собственным водным драконам, которые, конечно, совсем другие. Что думает себе Юг во главе с таинственной Обителью Апельсинового Дерева, понять поначалу и вовсе невозможно, так что остается только ждать, когда противоположные по смыслу легенды сойдутся в одной точке, открыв ближе к финалу истину о событиях тысячелетней давности.
Главное, что сейчас, на излете отведенного ему времени сна, Безымянный снова будоражит умы общественности на обоих концах мира. Его летучие прислужники начинают жестоко пыхать огнем тут и там, а кое-какие государства даже меняют веру, чтобы защититься от предстоящей катастрофы.
Что-то грядет, и это что-то погонит в путь всех участников событий и запустит немало политических интриг, попутно пуская в расход многих второстепенных персонажей, не исключая и симпатичных.Детализация этого богато прописанного мира, хотя порой и утомляет, но также восхищает.
Декорации потрясают воображение, мелкие детали быта сверкают яркими красками, запахи удивительных кушаний начинают витать по комнате, а драконы, ведьмы, волшебные мечи, мерцающие потусторонним светом жемчужины и прочие сварливые ихневмоны выглядят не только хорошо проработанными, но и красиво описанными.
Мне также понравилось, что масштабное фэнтези Шеннон не остается эпическим во всём, что могло бы привести к позабытым или очерченным лишь функциональными мазками героям. Книга под завязку, едва ли не избыточно, набита идеями, далеко не все из которых относятся к актуальной повестке. Да, женщины тут намного круче и интереснее мужчин, но в этом нет нарочитости - именно таким выглядит герой любого пола и вида, если просто вывести его на первый план и относиться к нему с интересом. А еще тут есть размышления о двойственности мира и достижении равновесия, бремени правления и долге, преломлении древних легенд в веках, важности компромисса и гибкости разума, способного открыться новой истине при должных доказательствах.И, пожалуй, именно последнее (как подтверждение возможности сочетать современные идеи с роскошным фэнтезийным, во многом классическим, антуражем) побудило меня поставить "Обители" высокую оценку, несмотря на поспешность кульминации и чрезмерную пышность изложения.
Легенды и каноны порой переворачиваются с ног на голову, но даже простые люди - не волшебные драконы, не Избранные и не королевские особы - способны принять перемены и возможную многозначность трактовки, если признают их разумность и не будут закрываться от новой истины.
Она как рассказчица совмещала в себе достоинства поэта и шута.Приятного вам шелеста страниц!
382,6K