Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вечер в Византии

Ирвин Шоу

  • Аватар пользователя
    ibrcat14 сентября 2021 г.

    Как я понял это произведение…

    Так как мне еще не довелось полностью отучиться на психолога, я не могу судит о том, на сколько правдиво описано состояние кризиса у мужчины, который в принципе ни в чем по жизни не нуждался. Однако художественная литература на то и художественная, что это вымысел. Как говорит Мортимер Адлер «Мы не должны опровергать или соглашаться с данностью в фикции, ведь это не научная литература, которая имеет непосредственное отношение к реальности». 


    Название «Вечер в Византии», как я прочел в предисловии, намекает нам на закат жизни, щекотливый и вязкий момент, когда человек, оглядываясь на прожитые годы, видит все погрешности, неровности, а также, безусловно, и счастливые моменты. Вся книга чувствуется как август, прожаренный и выцветший от солнца, еле слышные отголоски прошлого и настолько запутанное настоящее, что в целом оно кажется гармоничным.

      Герой вечно витал в облаках, не позволяя себе полностью отдаться пьянке или например просмотру фильма. Встречая старых друзей, герой про себя описывает их нам как притворных и неприятных личностей, но не забывает упомянуть и про положительные стороны каждого из них. Половые связи не особо-то и желанны и в то же время, в силу некой бесхребетности и покорности перед судьбой,  герой соглашается на них, надеясь, что хоть одна из них пробудит в нём тягу к жизни! 

         Читая это произведение, я невольно вспомнил «Мартина Идена» и то, как он пройдя долгий путь саморазвития пришел к тому, что вся эта мирская земная суета ему безразлична. Но, если Джек Лондон рассказал нам как Мартин к этому пришел, то Ирвин Шоу не стал «обременять» нас долгими предисловиями. И без того главы в книге ооооочень тягостны, а некоторые эпизоды можно беспощадно выбросить из повествования без потери ценности. Автор местами пытается описать окружающий мир, но получается у него так себе, и если бы я не знал как выглядит Франция, то воображение нарисовало бы мне мои родные Ташкентские окрестности. Как в Джессе Крейге потух огонёк авантюризма и вся эта продюсерская жилка нам не ясно. Уверен, что в жизни каждого мужчины (а мы говорим сейчас только про них) можно проследить предпосылки экзистенциального кризиса, просто так на ровном месте никто не чахнет. 


    В одной главе было затронуто финансовое положение Крейга и тут меня охватила какая-то безнадёга. Огромные счета за учебу дочерей, ненасытная недобывшая жена и остальные обязательные траты, а работы никакой нет. Тем не менее он себя любит, останавливается в люксе, летит первым классом, ест и пьёт в шикарных ресторанах и барах. Как-то это не вяжется с человеком, который пытается найти себя, а точнее заняться своим делом. 

       По итогу, мы читатели понимаем, что не работа его интересует и не заработки. Это всего лишь объяснимая и ощутимая причина продолжать жить. Сам Крейг и люди вокруг него пытаются внушить ему, что надо работать и зарабатывать, чтобы жить как ты хочешь. Однако он и так жил как он хочет и зарабатывал прилично, а всё равно пришел к этому «Византийскому закату». Тогда какой смысл начинать, если в любом случае у любой жизни один исход? 


    Смысла нет! Вот и всё. К черту религию, культуру, вежливость, верность, трезвость и родственные связи. К чёрту одноразовый секс и постоянный к чёрту, пусть все катится в никуда, потому что всё это не имеет никакого смысла. 


    Вот как я вижу эту книгу. Очередной автор, очередная житейская философия, а как результат — очевидная истина! Смысла жизни нет и пытаясь найти его в постели какой-нибудь парижанки Констанс или на берегах Средиземноморья невозможно. А значит надо просто жить и не торопиться пробовать всё, ведь быстро достигнутая высота упирается в скучные облака, тогда как только на земле мы можем наблюдать разные интересности.


    5
    596