Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Невыносимая легкость бытия

Милан Кундера

  • Аватар пользователя
    innashpitzberg30 января 2013 г.
    Идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство прочих философов: представить только, что когда-нибудь повторится все пережитое нами и что само повторение станет повторяться до бесконечности! Что хочет поведать нам этот безумный миф?
    Миф вечного возвращения per negationem <В отрицании (лат.)> говорит, что жизнь, которая исчезает однажды и навсегда, жизнь, которая не повторяется, подобна тени, она без веса, она мертва наперед и как бы ни была она страшна, прекрасна или возвышенна, этот ужас, возвышенность или красота ровно ничего не значат.

    Как часто нам встречается роман, который начинается c обсуждения идеи вечного возвращения Ницше? Так начинается роман "Невыносимая легкость бытия", который становится только сложнее и интереснее, рассказывая запутанные истории любви и любовников на фоне коммунистической Чехословакии накануне политического кризиса.

    Первая часть романа называется "Легкость и тяжесть". Это название очень хорошо передает важную идею романа - невероятный контраст между легкостью и тяжестью бытия в свете роли судьбы и случайности в жизни главных героев.

    Как вообще свойственно Кундера, множество смыслов ожидают нас практически на каждой странице. Сама идея вечного возвращения и связанного с ней отношения к жизни, легкого и рокового одновременно, (интересно, сам Ницше ведь явно менял свое отношение к жизни от легкого до очень тяжелого, увлекаясь идеями, горя и сгорая), обыгрывается Кундера в многослойности и множественности ситуаций, интерпретировать которые можно по-разному.

    Этот роман для меня, в первую очередь, философский, и не только потому, что Кундера очень мастерски обыгрывает идеи Ницше, но, в первую очередь, потому, что в нем задаются важные вопросы о смысле жизни и назначении человека в этой такой легкой и тяжелой жизни. И как иногда бывает с философскими романами, не всегда качество и уровень их идейного аспекта равен для меня качеству художественного и эстетического плана, короче, бывает, что очень нравятся идеи, но не до конца нравится стиль, язык, манера.

    В течение многих лет после чтения романа я пыталась понять, что же все-таки не позволяет мне поставить высшую оценку, что мешает принять роман полностью и безоговорочно, ведь роман принят как замечательное произведение огромным количеством читателей. Ну что ж, это хороший повод перечитать.

    51
    374