Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
AnastasiyaKazarkina13 сентября 2021 г.Грех мой, душа моя(с)
Впервые читала "Лолиту" в подростковом возрасте. Ну модно, запретное, сочно. Как было удержаться и не прочесть? И даже что-то поняла. Ощущения от первого прочтения помню ярко до сих пор: радостное волнение от подглядывания в замочную скважину. Перечитывая её на новый возраст вдумалась уже, скорее всего не окончательно. Ибо произведение это нужно перечитывать не один, не два и даже, наверное, не 10 раз. И сейчас могу сказать, что я безумно люблю "Лолиту". Люблю за не однозначный сюжет. За мастерски описанное развитие девиации. Показать так тонко и так удивительно чётко мысли, страхи, чувства извращенного психопата, не будучи самому таковым, способен только величайший гений. Дьявол по истине в деталях. Сначала вроде бы контролируемые зачатки желаний, затем жажда, невротическая, зудящая жажда, в момент достижения нарастание амплитуды, полное стирание границ разумного, ревнивая жадность, желание поглотить, вобрать полностью, утрата, депрессия, скатывание в бездну. Как это натурально: поиск оправданий, при чём оправданий изысканно авторитетных(По, Данте), смакование и лелейность своего извращения — я такой, как великие люди, тонкие, чувствительные души, творцы, при этом отношение к нормальности с пренебрежением как к чему-то гадкому, грубому, топорному, насмешки над всем, что не в моем кругу, вне моей склонности, агрессивные, унижающие насмешки. Позднее попытки оправдать себя: она сама, я хотел лишь... И постоянный страх. Страх быть пойманным, страх утраты, страх перед собственной бездной. Для чего это путешествие, сумасшедшее, словно побег, рваное как петляющий след зайца. От чего побег... от себя? И вместе с развитием сюжета меняется стиль повествования. Оно всё более яркое, всё длиннее предложения, всё больше сложных словооборотов, нарастание тумана-дурманности, что помогает читателю понимать, как глубоко увяз и запутался герой. И окончание. Финальная сцена в доме Куильти. Никакой гордой сатисфакции, никакого рамантического флера дуэли, нееет. Банальное, пустое, с тупыми пропитыми глазами недоубийство. И связанная с ним грязь: пот, вонь, липкая кровь, сопли, рвота и прочие прелести.
Совершенно не объёмное, но удивительно точное описание мира девочки. Девочки с фальшиво застывшей, угасающей улыбкой. Плач не ребёнка: громко, навзрыд, а как отчаявшегося, принявшего свою судьбу взрослого. Слишком рано взрослого. Безнадежность принятая подростком ровно так, как может принять это подросток: агрессивными, ипульствными, вызывающими поступками. И очень редко, как луч света во мраке, всплывающая детскость.
Ну и само повествование. Я люблю Набокова. Люблю за то, что автор говорит со мною не как с великовозрастным дитятей. Он ничего не объясняет мне как умственно неполноценному недогаде. Нет, наоборот, я читаю, будто нахожусь в сказачном лабиринте. Намёк здесь, оброненная записка в этом месте. Зацепка, подсказка. Очень лёгкая, невесомая, не унижающая своей очевидностью. Я играю, я увлечена, я разгадываю филигранный шифр, я подбираю хрустальные ключики. Я слышу, что ко мне относятся с уважением.
Прочти "Лолиту", пойди квест...7223