Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
Katolina13 сентября 2021 г.Страшно, господа
Прежде всего хочу сказать, что этот отзыв дался мне очень тяжело. Говорить об этой книге можно бесконечно, но я постараюсь выразить только главные впечатления и выводы.
Вы наверняка знаете, о чем это скандальное произведение, даже если никогда его не читали. Это история взаимоотношений сорокалетнего мужчины и двенадцатилетней девочки. Когда-то я спрашивала своих подписчиков, какое самое страшное произведение они читали. Кто-то ответил, что это была «Лолита». В каждой шутке есть доля правды, не так ли? А в этом случае очень большая доля...
Все эти годы роман Набокова нещадно ругают. Но находятся, конечно, и преданные поклонники. Лично я считаю, что романтизация педофилии — это очень тревожная тенденция. Это не норма. И меня поражает, что многие сочувствуют Гумберту и убеждены в том, что он ЛЮБИЛ Лолиту. Серьезно? Что же могло натолкнуть на эту мысль? Неужели пара строчек в конце романа, где Гумберт неожиданно для самого себя понял, что даже повзрослевшая Лолита продолжает владеть его сердцем? А давайте вспомним концепцию «ненадежного рассказчика». В первую очередь цель Гумберта — оправдать себя в глазах общественности. Он очень откровенно делится своей историей, но ведь он не может быть объективен. По сути перед нами исповедь нездорового человека. Сама теория о существовании «нимфеток», одержимость этими девочками уже говорит о том, что с Гумбертом не все в порядке. Нет, это была не любовь. И я правда недоумеваю, встречая противоположное мнение...
Когда я читала книгу, в голове крутился только один вопрос: «Зачем вы это написали, Владимир Владимирович?» И в послесловии, где автор обороняется сам и защищает свой роман, становится понятно, что этот вопрос ему задавало большинство современников, прочитавших книгу. Вот исчерпывающий ответ писателя:
«Профессора литературы склонны придумывать такие проблемы, как: "К чему стремился автор?" или еще гаже: "Что хочет книга сказать?" Я же принадлежу к тем писателям, которые, задумав
книгу, не имеют другой цели, чем отделаться от нее».
Но мне, если честно, нравится популярное сегодня мнение о том, что Набоков, говоря современным языком, просто «хайпанул». Вы можете с ходу назвать хотя бы десять романов писателя? А между тем в его библиографии их целых 17. Но именно «Лолита» подарила автору культурное бессмертие, мировую славу и, конечно же, неумолкающие уже почти семь десятилетий споры, гневные отзывы и многочисленные разборы критиков. Набоков хотел мирового признания, и он его получил. Пусть это признание и столь неоднозначно.
Я уже говорила, что восхищаюсь тем, как пишет автор. В этом плане он абсолютный мастер. Но именно в романе «Лолита» утонченное совершенство слога Набокова носит какой-то устрашающий эффект. Эта книга подобна невероятно аппетитному на вид пирожному, которое оказывается насквозь заплесневелым, когда его надкусываешь... Или еще хорошее сравнение: популярные в Интернете картинки, к которым нужно внимательно приглядеться, чтобы понять, что с ними что-то не так (добавлю в карусель один пример). За прекрасным языком и очень красивыми речевыми оборотами скрывается неприглядная мерзость сюжета, которая особенно подчеркивается полунамеками, деталями и недосказанностью. Эту книгу неприятно читать. А красота языка, как ни странно, только усиливает эту неприязнь. К середине романа меня раздражало в нем уже все, и я мечтала скорее вырваться из этого тягостного дурмана, в который паук-Гумберт погрузил меня словно в паутину... Ах да, имя героя. Набоков так забавно играет с ним на протяжении всего романа, но и это в конце уже только раздражало.
Сложно сказать, советую ли я всем и каждому прочесть эту книгу. Пожалуй, нет. Но я знаю, что многие берутся за роман Набокова из любопытства. Так случилось и со мной. Не скажу, что я жалею о знакомстве с этой книгой, но это было очень противное чтение...11487