Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Katolina13 сентября 2021 г.

    Belle... C'est un mot qu'on dirait inventé pour elle...

    Шедевр мировой литературы. Гюго — гений!

    На этом можно было бы и закончить отзыв, потому что никакие слова не могут дать представления о глубине, силе и красоте этого великого произведения. Но я все-таки постараюсь изложить свое скромное мнение.

    Читать французского классика порой непросто. И нет, дело вовсе не в том, что его слог тяжеловесен. Гюго писал вполне живым, достаточно легким языком, его повествование увлекает. Но он очень любит отступать от сюжета и уходить в рассуждения. Однако я бы не сказала, что в «Соборе» таких глав слишком много. Я встречала рецензии на книгу, в которых читатели говорили, что для чтения этого романа нужно архитектурное образование, а 80% книги состоит из описания парижских улиц. Это совсем не так! Да, есть несколько глав, в которых Гюго подробно останавливается на архитектурных описаниях, рассуждениях о зодчестве и книгопечатании, но объем этого текста не настолько огромен, чтобы с ним невозможно было справиться. Кроме того, это весьма увлекательные главы, если ваше внимание не будет перескакивать с книги на другие объекты (у меня, каюсь, это случалось). Глава «Париж с птичьего полета», конечно, сложна для тех, кто никогда не был в этом городе. Но недавно я нашла один любопытный комментарий, где девушка рассказывала, что читала эту главу и одновременно искала описываемые места в Google-картах. Я точно воспользуюсь этой идеей, когда буду перечитывать книгу (а я обязательно ее перечитаю).

    Знаете ли вы, что это произведение стало первым историческим романом, опубликованном на французском языке? Он вышел в то время, когда знаменитый Нотр-Дам-де-Пари хотели либо сносить, либо перестраивать. Гюго обратил внимание общественности на уникальность и самобытность храма, и Собор не тронули. Более того, на волне популярности романа возникло движение за сохранение и реставрацию памятников готической архитектуры. Таким образом, писатель не просто подарил миру бессмертный литературный шедевр, но и продлил жизнь многим историческим зданиям.

    Небольшое признание: я ОЧЕНЬ люблю песню ''Belle" из французского мюзикла, а также ее русскую адаптацию («Свет озарил мою больную душу»). Я часто их слушала и до чтения романа, но теперь хожу и напеваю круглые сутки. К чему я упомянула песни? Я всегда представляла себе историю Эсмеральды и трех мужчин неправильно. Каково было мое удивление, когда я, например, увидела, что представляет собой капитан Феб де Шатопер на самом деле! Абсолютная пустышка, тупоголовый самовлюбленный альфонс, не заслуживающий даже мизинца ни одной приличной девушки. Его уровень — лысая публичная девица со Двора чудес. Уж простите мне столь негативные эмоции, но этот персонаж вызвал у меня слишком сильное отвращение. Очень жаль Эсмеральду. И не только из-за ее любви к Фебу. Она вообще в этой истории оказалась невинной жертвой, так что, возвращаясь к песне из русского мюзикла: строчки «цыганка дерзкая мою сгубила жизнь», «распутная девка» и т.д. к сюжету романа не имеют никакого отношения. Да, Клод Фролло, этот дьявол в сутане священника, действительно был одержим Эсмеральдой. Но это целиком и полностью его проблема. В романе цыганка не сделала совершенно ничего предосудительного. Ее единственная беда — слепая любовь к Фебу. Но ведь сердцу не прикажешь!

    Не могу не упомянуть в своем отзыве сам Собор Парижской Богоматери (ведь именно он — главный герой романа!) и его звонаря Квазимодо. Последний настолько органично сливается с храмом, словно он уже стал его неотъемлемой частью, одной из статуй, без которой здание невозможно представить. Нотр-Дам-де-Пари — величественный, но безмолвный свидетель драмы, которая развернулась в Париже 15 века. Квазимодо — отверженный и всеми презираемый одинокий горбун. Он ужасен не только снаружи, но и внутри. Сначала Гюго описывает его как злобное и агрессивное существо. Но благодаря великой силе любви, которую испытывал Квазимодо, мы узнаем, насколько прекрасен он внутри. И уж точно он гораздо лучше любого мужчины, описанного в романе...

    И снова хочу вернуться к фигуре Виктора Гюго. Его мастерство поразило меня до глубины души.  Монументальный гигант мировой литературы, писатель и сам напоминает Собор, которому посвятил свой роман. Классик неподражаем в своем мастерстве. Какую чудесную атмосферу средневековья он смог воспроизвести на страницах своей книги! Описания Парижа подробны и прекрасны, они удивляют своей документальной точностью. Невольно спрашиваешь себя: «А не совершил ли писатель путешествие во времени?». Он словно берет читателя за руку и переносит на крышу Нотр-Дама, с высоты которой раскрывается великолепная картина старого Парижа.

    Советую ли я читать это произведение? Да, конечно! Но будьте готовы, что это не всегда легкое чтение. Однако оно точно достойно вашего внимания!

    Роман однозначно войдет в список лучших книг, прочитанных мной в этом году, а также пополнит ряды любимых произведений мировой классики.

    А вы знакомы с творчеством Гюго? Читали «Собор Парижской Богоматери»?

    9
    655