Рецензия на книгу
Зимняя сказка
Марк Хелприн
aldanare8 февраля 2009 г.“Зимняя сказка” – это грандиозное полотно формата “Ста лет одиночества”. И оно так же сложно поддается пересказу. В начале полотна – волшебный белый конь, умеющий летать, а в конце – вавилонское по масштабам своим дерзновение: строительство моста до самых небес. Начало века и его конец, ставший одновременно концом истории. Рагнарек и возрождение из пепла. Но между началом и концом – мы еще повоюем, долго и сочно: нас ждут перестрелки уличных гангстеров, погони по заснеженной пустыне, невероятная, обреченная любовь, нескучные будни крупнейшей городской газеты…
“Маркесовщина” Хелприна – не только в размахе повествования, но и в его героях. Они – люди Возрождения, они монументальны, масштабны, внушительны, они не знают удержу ни в любви, ни в ненависти…“Статья о нас будет занимать большую часть того тома энциклопедии, в котором будут собраны слова на букву «л». По всей стране мне будут ставить памятники из белого мрамора. В конце концов я окажусь в космосе. Сначала мы с Беверли заберемся на Луну, а потом улетим к звездам”. Гениальный механик Питер Лейк, хозяин белого коня, перенесшийся из начала века в его финал; его возлюбленная, смертельно больная визионерка Беверли, видящая богов в земном мире; бессмертный инженер – создатель моста в небо; нищий наследник миллионера, путешествующий через всю страну, из Сан-Франциско в Нью-Йорк; знающая все слова человеческого языка провинциальная старушка; карикатурный невежда – редактор городской газеты… Что ни фигура – либо святой, либо дьявол, либо городской сумасшедший. Мифическому городу – мифические жители, таковы законы жанра.
Можно, конечно, соскрести слой мифа и обнаружить под ним палимпсест реальности: например, по Гутенберговой Библии, хранящейся в кабинете Айзека Пенна, отца Беверли, в герое опознается миллиардер Джон Морган. А городок Кохирайс, не отмеченный на картах, возможно, списан автором с городка на озере Эри, где он провел детство. Но настоящие места и люди только помогают автору-обманщику, подтверждая ощутимо твердую реальность чудес.
У Хелприна удивительное чувство юмора, пропитывающее красочную ткань повествования насквозь: “по ночам в Бостоне стоит такая тьма, что то и дело натыкаешься на пасторов в чёрных рясах”.
“Зимняя сказка” затягивает с головой при малейшем усилии со стороны читателя, заставляя вспомнить полузабытое ощущение: что значит – “жить книгой”. А потом будет требовать возвращений и перечитываний, ведь “совладать со временем несложно. Для этого нужно не гнаться за ним, но, напротив, отойти на такое расстояние, с которого мы смогли бы разом увидеть всю картину”…1953