Рецензия на книгу
Девятнадцать минут
Джоди Пиколт
Аноним29 января 2013 г.Драйзер нервно курит...
Где-то на второй половине книги меня настигло узнавание: ба! "Американская трагедия" - вот на что это похоже! Во-первых, композицией: сначала - описание среды и исследование, "как же так могло получиться...", то есть, как герой дошел до жизни такой, а точнее - как его довели; а потом - суд присяжных, с подробностями (неожиданные показания свидетелей, креативный защитник, преданная мать, кровожадная публика - все это тоже было), и в конце - приговор, именно тот, которого все ожидали (так же - у Драйзера). А как вам параллель Джози Корниер - Сондра Финчли? Невзаимная любовь к девушке не своего круга... Ну не на 100 процентов совпадает, конечно, не на 100. Да ведь и Питер - не Клайд Гриффитс. Хотя тоже антигерой своего времени. Только трупов гораздо больше - все-таки жизнь далеко ушла вперед, кого теперь удивишь одиночным убийством Роберты?
Я совсем не хочу сказать, что это плохо (про мое дежа вю), тем более, что "Девятнадцать минут" нельзя назвать калькой "Трагедии". Грустно, что в сравнении роман Пиколт сильно проигрывает. Хотя не всем же быть Драйзерами, который, кстати, хорош был в своем времени - кто знает, может сейчас бы не раскрутился...
Джоди Пиколт любит углубляться в детали и описания, и это утомляет. Иногда создается впечатление: она намеренно расширяет текст, чтобы нагнать объема... Но это, скорее, иллюзия: думаю, автором руководит не корысть, а, прежде всего, любовь к сочинительству.
Замечу, что "Американская трагедия" - тоже очень увесистый том, по масштабности приближается к Льву Толстому, однако читается совершенно иначе, потому что Драйзер - мастер, мэтр и талантище... А с Пиколт пока не все ясно.
Образно выражаясь, роман Драйзера - это большущий кусок пирога, который не съесть за один присест, его невольно делишь на части, смакуя до мелкой крошечки. А "Девятнадцать минут" я бы сравнила с тестом к этому пирогу: оно вкусно пахнет ванилькой, прикольное по консистенции, и им жадно запихиваешься, пока мама не видит, а потом мучаешься от тяжести в животе и легкого разочарования.
Подводя итоги: "Девятнадцать минут" - хороший роман, такой крепкий середнячок, в меру злободневный и не нагружающий. Но, в отличие от "Американской трагедии", его вряд ли потянет перечитывать снова, наслаждаться кусочками (крошками))) и вспоминать пережитое...1135